ГлавнаяАрхив выпусков
Магнезитовец
КонтактыДоска почета наставниковАфиша

Корпоративное издание Группы Магнезит

background
Дата статьи: 20.07.2023
Премьера аудиовизуального перформанса «Уступы», состоявшаяся 17 июля, впечатлила, удивила и даже шокировала. Местом показа новаторского театрального проекта, созданного театром горожан под руководством режиссера Ивана Миневцева, стал бывший гараж БелАЗов (арт-площадка «Ангар»).
Есть мнение

Павел Поляков, композитор проекта, скрипач (арт-группа «Waldgang»):
К участию в проекте нашу арт-группу пригласил Иван Миневцев, с которым мы давно сотрудничаем. Я приезжал в Сатку вместе с ним и Варварой Иваник в конце мая на лабораторию «Огнеупорные». Как раз там у Ивана и появилась идея о создании театрального проекта с хором из ста человек. Мне она показалась очень интересной. Это была первая придумка к сегодняшнему спектаклю. Потом, когда по мере работы, знакомства с участниками и «Магнезитом», мы зашли в этот «Ангар», Варя сразу поняла, что надо развернуть зрительный зал «лицом» к воротам, которые стали потрясающим занавесом. Это была вторая гениальная идея. И дальше мы работали интенсивным потомком, многое рождалось в процессе наших обсуждений. И музыку я начал писать, когда вновь приехал сюда 27 июня. Мне нужно было почувствовать материал, постараться, чтобы всё совпало с видео, визуальной и хореографической частями спектакля. А самый сильный акцент в работе появился, когда мы узнали, что в династии Наволокиных есть Татьяна Бикмухаметова - оперная певица, обладающая удивительным голосом. Мы поняли, что это та музыкальная доминанта, от которой нужно двигаться и всё развивать. Для Татьяны написана отдельная партия, но она очень сильно вплетена в поток хора, и ткань хора вытекает из арии Татьяны.

Светлана Бикмухаметова, представительница династии Наволокиных, участница организационной части проекта, зритель:
Участие в таком необычном проекте – первый опыт для меня и всей нашей семьи. После того, как со мной связались, сначала мы работали с драматургом Екатериной, затем – с  художником, режиссером и со всем коллективом спектакля. Когда втянулись в процесс его создания, было очень интересно. Помогала во всём: высылала фотографии, статьи, какие есть, о династии, рассказывала всё, что помнила о бабушке и дедушке, давала контакты родственников и тех, кто сейчас работает на «Магнезите», и кто работал раньше, помогала организовать съёмками старшего поколения. А когда ребята узнали о Татьяне, пригласили и её в проект. Вроде всё сложилось. Я под большим впечатлением от спектакля. Это что-то фантастическое. Особенно то, как оживили фотографию деда Никифора, нейросеть так сработала, я будто снова пообщалась с дедушкой. Это что-то невероятное! Спасибо всем за этот проект!

Татьяна Бикмухаметова, оперная певица, стипендиатка Группы Магнезит, выпускница ГИТИСа, представительница династии Наволокиных, участница проекта:
Когда мне написал композитор Павел Поляков, я согласилась на участие в проекте, но не думала, что он создаётся в такие короткие сроки! До этого мама рассказывала, что с ней связывались с предложением рассказать о династии. Семья у нас известная, не первый раз к ней проявляют интерес, поэтому я не была удивлена. Но потом оказалось, что это будет большой музыкальный спектакль! Обожаю Сатку за такие проекты, за возможность встретиться здесь с ребятами, с которыми училась. Оказалось, что мы все из училища при консерватории в Москве. Варя и Ваня, художник и режиссер, из ГИТИСа - это тоже моя родная институция. Это здорово, когда ты здесь, на своей родной земле, творишь с ребятами со всего мира! Это очень круто! Ария на стихи австрийского поэта Георга Тракля, которую написал для меня Павел (поэтому она звучала на немецком языке), мне кажется, очень подходит к теме спектакля. Наша семья исконно христианская, и символика хлеба, вина, дома стола - это всё наше, родное. Когда я смотрела спектакль сегодня и ранее, на прогонках, первое самое сильное впечатление на меня произвела сцена, где все участники хора говорят, откуда родом их родители. Я слушала и плакала. Это очень трогательный момент, потому что все мы родом из детства, и наша семья – главное, что у нас есть. Очень люблю этот спектакль, может быть, он даже самый лучший, по чувствам и по душе, из всех, в которых участвовала. Спасибо ребятам за этот проект. За настоящий, не придуманный, не костюмированный, очень родной, простой, но в то же время сложный и моногослойный спектакль! Рада, что именно эта команда работала с нами, мне очень понравилось! Было здорово!

Татьяна Зябкина, представительница династии Наволокиных, участница хора:
- Самым классным периодом в работе была подготовка к выступлению. Хор объединил тех, кто, казалось бы, не мог объединиться в любых других обстоятельствах - людей из разных сфер деятельности, разных возрастов, мужчин, женщин, детей. Сначала мы узнавали друг друга, и было весело, когда ни один из нас не попадал в ноту, когда после каждой репетиции мы возвращались домой с песнями, когда приходили на автобусные остановки все одинаковые (одетые в чёрно-белое), и народ удивлялся, а потом уже и водители маршруток стали нас приветствовать… Постепенно мы с гордостью научились петь «о-о-о», научились слышать друг друга, и получилось совсем даже неплохо. С нами работала талантливая, творческая команда - креативные молодые люди, которые влюбили нас в себя, поддерживали нас во всём. Мы не могли их подвести. В итоге получилась семейная история, и важно, что на нашем месте могла быть любая другая семья магнезитовцев, так как на предприятии очень много династий с большим стажем и из поколения в поколение передаётся любовь к этой значимой, тяжёлой и трудной работе. А самым эффектным моментом спектакля для меня был эпизод, созданный нейросетью, когда дедушка заговорил, и ожила его фотография. Очень классный эффект! И ещё был сильный момент, когда мужская половина нашего хора исполняла музыку завода: звуки металлических бочек, труб, игра Павла на скрипке, - всё вместе очень впечатлило, до мурашек. И здорово, что именно «Ангар» послужил и декорацией, и инструментом, и сценической площадкой для спектакля. Этот необычный проект нас объединил, подарил новый, потрясающий опыт. Спасибо всем за это незабываемое событие!  

Аудиовизуальный перформанс «Уступы» создан при поддержке фонда содействия развитию Саткинского района и Группы Магнезит в подарок жителям ко Дню металлурга. Авторы перформанса: режиссер Иван Миневцев, художник Варвара Иваник, композитор и исполнители Павел Поляков и арт-группа Waldgang, видеохудожники Антон Сластников и Дмитрий Иванченко, хореограф Наталья Шурганова, драматург Екатерина Гузёма. Участники проекта: представители династии Наволокиных, работники и ветераны Саткинской производственной площадки Группы Магнезит, участники хоровых коллективов района и театральной лаборатории «Огнеупорные».

О том, что осталось за кадром

Поскольку качество звука записи видеовоспоминаний помешало зрителю полноценно услышать рассказы героев, предлагаем несколько отрывков, которые помогут восстановить историю, прозвучавшую в спектакле:

Никифор Наволокин: «В рабочей карточке отца указано: уволен 4 апреля 1942 ввиду смерти. Я с того момента проработал на заводе еще 23 года. Должности менялись, менялись обязанности, но завод оставался. На пенсию с него и ушел. Всю жизнь получается на «Магнезите». Кажется, что до него ничего и не было. Даже дом наш на Карге построен на беспроцентную ссуду от завода. В бараке нам совсем тесно стало: у нас с Марфой-то шесть детей народилось. Да, хорошо мы жили. Всегда умудрялись еду найти, где-то что-то выменять на картошку, где еще чего… Повезло еще, что в войну меня не забрали. Видать, начальство меня ценило, раз не отпустили воевать. И я верностью своей заводу отплатил. Всю жизнь на одном месте – шутка ли? У нас с «Магнезитом» как? Он мне работу – я ему свое время. Он мне дом – я ему свое мастерство. Он мне бронь от армии – я ему свое здоровье. Равноценный обмен, я думаю».

Лидия Суркова: «Дом на Карге, который отец построил, мы продали, и родители переехали в квартиру на «поселок». Сейчас даже не знаю, кто там, в доме, живет. Не наши родственники. Историю про ссылку все в секрете от нас держали. Только после 1953 года как-то заговорили. Уберегали нас родители от этого. И когда война началась, тоже говорили: «Зачем тебе это, не надо знать». Так что о войне воспоминаний у меня совсем мало. Помню только, что было голодно. И в школе всем выдавали по кусочку хлеба. А мне почему-то всегда казалось, что мои кусочки хлеба меньше, чем у остальных. В школе я десять классов отучилась и потом поехала поступать под Свердловск… Когда приехала в Сатку – пошла на «Магнезит», приняли лаборантом. Потом я была аналитиком. Четырнадцать лет на заводе работала. Потом закончила курсы при техникуме и ушла в торговлю. Раньше наша семья очень часто собиралась вместе. На церковные праздники, например. Сначала в бараке, потом в доме на Карге, потом в квартире. Сейчас реже. Нам старым тяжело уже куда-то выходить. Но о всех все знаем. Кто-то да что-то расскажет о успехах или наоборот... Все мы через «Магнезит» прошли. Или он через нас. Не знаю».

Сергей Наволокин: «Без нескольких месяцев 25 лет отработал на руднике. Всегда был в забое, в самом низу, магнезит добывал. И братья у меня там работали. И сына приучил. Он главным механиком Волчьей горы был. Когда устраивался на карьер, мне сказали, что одиннадцать лет надо, чтобы стаж наработать. И мы все тогда думали: «Сейчас одиннадцать лет отработаем и уйдем». И что? Никто не ушел, конечно же. Все так и проработали до пенсии».

Александр Наволокин: «Пришёл слесарем участка. Да… Потом механиком участка. Потом главным механиком карьера. Потом в управлении ремонтами. Потом так сложились обстоятельства, что с родного предприятия ушёл. Вернуться хотелось бы, конечно. Я же там с детства. Когда совсем мелкий пацан был, уже сидел за рычагами большой машины, то бишь, когда отец брал на карьер. И на БелАЗах катался – впечатления на всю жизнь. Я тоже хотел пойти на машиниста, но пошёл на высшее. Ремонтировал экскаваторы».

Светлана Бикмухаметова (её воспоминания исполнил хор): «Дочка всё детство на всех магнезитовских мероприятиях пела. Можно сказать, завод и помог всем её талантам раскрыться. Она у меня сейчас в ГИТИСе учится, в «Геликон-Опере» приглашенная артистка, с Курентзисом работала. «Магнезит» ей персональную стипендию назначил. Сейчас в Сатку уже с концертами приезжает… Я сама всю жизнь на заводе. Как и мои родители. Как и дедушка с бабушкой. Получается, только моя дочь прервала эту цепь. А я как пришла в 90-е лаборантом, так до сих пор работаю. Понятно, что менялись должности, обязанности. Сейчас, например, я ведущий инженер, руководитель по качеству водной лаборатории. Я изменилась с тех пор, и завод вместе со мной».

Анна Наволокина: «Всё детство папа возил меня на карьер. Чаще мы сверху смотрели на него. Помню, что у меня дух захватывало от масштаба, от высоты… Люблю смотреть на завод издалека… Выглядит красиво. Это как в детстве, когда я сверху смотрела на карьер, и мне он казался чем-то таким необыкновенным. Такая глубокая яма, уходящая глубоко. Эти отступы, цвет породы, неровности. На карьере я давно не была. Но будто таким же взглядом смотрю на завод. Он тоже кажется мне чем-то большим - большим, чем я, чем город даже. Только он уходит не вглубь, а вверх. И с помощью дыма из труб пытается достать еще выше».

Накануне показа мы рассказывали о необычном проекте современного театрального искусства с точки зрения профессионала. А сегодня попытаемся «показать» его глазами зрителей и участников.

Премьера специально была назначена на позднее время. Как только стемнело, зрители заняли места на трибунах, в гараже погас свет, и открылось сценическое пространство. Часть огромного «короба» из бетона и железа слева подсвечивала синева наступающей ночи, еле пробиваясь в окна, справа – гаснущие лучи заката. А в центре – стена с раздвижными воротами, которые сыграли роль мощного механического занавеса, превратилась в большое полотнище киноэкрана.

«История, которую вы сегодня узнаете, длится почти сто лет. Это история одной трудовой династии. Текст, который вы услышите, — фантазия драматурга. Факты, использованные в тексте, реальные. Все персонажи не вымышлены, совпадения не случайны». Эта фраза, частями всплывающая на экране на фоне карьерных уступов и пронзительно «капающих» металлических звуков, дала старт действию. С его первых минут было понятно: зрителя ждёт что-то невероятное.

Весь звуковой и видеоряд спектакля стал одним из главных спецэффектов и выполнил роль литературной гиперболы, делая воспоминания магнезитовцев ещё более выразительными, а сильно увеличенные детали механизмов и горной породы – почти осязаемыми. Произошёл эффект полного погружения в происходящее. На экране продолжали появляться видеокадры, и после надписи «Эпизод 1. Ефим Кузьмич. 1874» зазвучал тихий, спокойный мужской голос, словно записанный на грампластинку:

«Под Рязанью мы жили. Деревня Максимовка, Сапожковский район. Дом был. Но как такой большой семье и без дома? Шестеро детей! Был клочок земли, кормил он нас. И лошадь. По ней и решили, что мы скотину держим, значит, зажиточные, и надо нас раскулачить. Собрать ничего толком-то и не успели. Какие-то документы только, пару вещей. Детей схватили и на поезд. Когда невдомек, куда держишь путь – это самая долгая дорога. Видел, как природа меняется. Становится какой-то… Больше будто её становится. Тут слышу, машинист кричит: «Сатка! Выходим»… Здесь нашей семье предстояло начать все с нуля. Стали жить в бараке на две комнатки. Стен там не было, только тряпичные перегородки. Десять человек нас на эти несколько метров. Сначала было тяжело. Дети, новое место, ничего нет. Подумал тогда: у тебя два пути – или возненавидеть всех за то, что сделали с твоей семьей, или забыть и начать новую жизнь. Я пошел работать на завод. И сын мой Никифор тоже пошел. Оба завальщиками… Так потихоньку-помаленьку начали жить».

Историю, начатую Ефимом Наволокиным, приехавшим в Сатку в середине прошлого века, продолжили его потомки (сегодня общий стаж династии превышает 800 лет). И если Ефима Кузьмича мы могли только слышать, то его сына Никифора смогли увидеть – благодаря современным технологиям на экране ожила его фотография. В итоге прозвучала история шести поколений одной семьи. Её представители были не только рассказчиками и зрителями, но и участниками хора - одного из главных героев спектакля.

Он появился с началом второго эпизода. Когда звуки производства и музыки, специально написанной к спектаклю и исполнявшейся арт-группой «Waldgang», стали постепенно нарастать, из-за «занавеса» появился большой поющий коллектив. Весь в белоснежных блузках и рубашках он словно «разрезал» угнетающее тёмное пространство, и все последующие эпизоды проходили с его участием. Благодаря хору «собрались» все, казалось бы, разрозненные звуки. Шумы производства (звон и скрежет металла, скрипы, грохот и другие), мелодии и звуковые эффекты, сыгранные на музыкальных инструментах (которым, кстати, стал и сам «Ангар», удары по его железным элементам были доминантой эпизода с участием мужской части хора), поющие и говорящие голоса, аплодисменты и даже шёпот в зале. Всё «держал» главный стержень – хоровой коллектив.

В финале к поющим артистам присоединилась представительница династии Наволокиных, оперная певица Татьяна Бикмухаметова. Сначала её потрясающий голос словно «облетел» зал под «куполом»: девушка появилась позади трибун на «балкончике», которым послужила бывшая посадочная площадка мостового крана. А затем эффектно вышла к публике по яркой белой дорожке – в луче прожектора, исполнив арию немецком языке о главном для любой семьи – о доме и счастье.

Анна Филиппова
Благодарим за фото Василия Максимова

Документальный эксперимент: история трудовой династии необычном взглядом
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum