Корпоративное издание Группы Магнезит

Архив выпусковКонтактыДоска почета наставниковГлавная
Магнезитовец
Афиша
background
Крепь в подземных выработках состоит не только из железобетона, она складывается из надёжных людей, таких, как шахтёр с 40-летним стажем Сергей Айгоров – герой спектакля «За белым камнем», премьера которого состоялась в марте этого года на ВДНХ.
Многожильная крепь
Дата статьи: 23.08.2024
Сергей Фёдорович Айгоров, почётный горняк, участник театрального проекта «Голоса страны»

В 1983 году окончил Саткинский горно-керамический техникум по специальности «Подземная разработка рудных и нерудных месторождений» и поступил горным проходчиком в Бакальское шахтостроительное управление. Вскоре был призван в армию. После демобилизации в том же подразделении трудился горнорабочим и проходчиком. В 1995 году назначен на должность горного мастера шахты «Магнезитовая», с 2018 года – горнорабочий на геологических работах. В 2011 году отмечен благодарностью министерства промышленности и торговли РФ, в 2014 году – почётной грамотой ведомства. В 2022 году Сергей Фёдорович удостоен звания «Почётный горняк». Вместе с супругой Натальей воспитал двоих сыновей, у Айгоровых три внучки.


Белый, серый и зелёный…

Большую часть своей трудовой биографии Сергей Айгоров был горным мастером, «прошёл» практически все технологии в шахте. А до этого освоил несколько профессий, начиная от проходки ручным перфоратором и заканчивая работой на подземных машинах и механизмах. Главная обязанность мастера – отвечать за сохранность оборудования и безопасность людей. Для этого надо следить, чтоб и крепи на проходке соответствовали прочности породы, и добыча в забое шла по правилам, не во вред здоровью людей, и воду следует тщательно отвести, и многое другое. Круговорот дел и порой вал проблем, которые надо решать очень оперативно и спокойно. Так, как и делает это Айгоров, как будто заговаривая проблему своим спокойным бархатистым голосом.

– Сейчас-то я уже пенсионер, тружусь горнорабочим, отбираю пробы с участковым геологом, – рассказывает Сергей Айгоров. – На добыче отслеживаем марки магнезита, который идёт на дробление. После взрыва ждём, когда газ выветрится до нормы, и идём в забой. Берём грамм 300 взорванной массы и поднимаемся на поверхность – в лабораторию. За три часа проходим по горизонтам 6-8 километров в обе стороны. Сейчас добычные забои находятся на горизонтах +260, +240, +220, +200 и +180 метров над уровнем моря. А на сотом – подготовительные работы, строительство.

На основании анализа проб геолог определяет, какие виды крепи ставить. Если крепкая порода, одна крепь, порыхлее – другая, поясняет шахтёр: либо железобетонное крепление, либо арочное – из металлического профиля типа швеллера, которое крепится на болтах.

– Доломит – серый камень – достаточно прочный, монолитный, а диабаз – зелёный – хоть и крепкий, но комковатый, крошащийся, на него требуется более частое, «многожильное» крепление. Если порода с прослойками глины, то над головой армированную сетку вешают. А магнезит – белый кристаллический камень – самый прочный, он крепи не требует, – продолжает собеседник. – Раньше при отработке 1-3 блоков камерно-столбовым способом оставляли «столбы» магнезита в качестве опор, а выработанное пространство засыпали «хвостами обогащения» – пустой породой, которая оставалась после разделения руды в жидких суспензиях. А теперь на 4-5 блоках выработки заполняют по трубам жидкой закладочной смесью, которая твердеет, как бетон. Эта технология позволяет добывать магнезит без потерь.

Сергей рассказывает о том, как тампонировали воду – под давлением 100 бар закачивали в пробуренные скважины «жидкое стекло» и тем закупоривали водяные жилы. Однажды, по его выражению, за смену с напарником четыре куба «забросали». А как иначе – в том месте река Сатка в 60 метрах течёт над шахтой и напитывает подземные трещины влагой.

Делится собеседник и правилами безопасности при добыче руды. После очередного взрыва надо обязательно осмотреть камеру. Если есть нависающие куски, их надо обвалить с помощью оборного ломика длиной 2,5 метра. С этой проблемой к мастеру идти не обязательно, звеньевой и сам справится. А вот если козырёк навис очень высоко, то Айгоров эту неурядицу устранит собственноручно – с его-то ростом бывшего баскетболиста.

Жилистые и коренастые

Иван Агапов, исполнивший роль Сергея Айгорова в спектакле «За белым камнем» (постановка состоялась в рамках проекта «Голоса страны»), заметно ниже и коренастей своего прототипа, а похожи они разве что в профиль – точёными орлиными носами. И характеры у них совершенно разные. Актёр, хоть и сыграл убедительно и растрогал зрителей до слёз, описывая моменты биографии героя и трудности работы под землёй, как будто немного жалуется на жизнь. Сергей же – никогда. Все проблемы он описывает философски и с завидным оптимизмом.

– Шахта – такой же погреб, только большой, – шутит собеседник. – С непривычки у новичка, конечно, может быть клаустрофобия. Представьте себе, диаметр ствола шесть метров, а клеть, как небольшая камера примерно два на три, в которую помещаются 18 человек. Даже в лифте многоэтажки опускаться немного не по себе. А тут – более 300 метров вниз. +480 – нулевая отметка, первый горизонт +340, и так до сотого. Сигналистка опускает, машинистка рулит… Ощущение с непривычки неприятное. Всё мелькает: балки, арки, ярусы... А, с другой стороны, ты понимаешь, что всё надёжно закреплено, кругом бетон, который со временем только набирает прочность.

– Наша «Магнезитовая» – не слишком большой гигант, и не настолько опасна, как угольные шахты, где выделяется метан. У нас газы от взрывов и работы дизельной техники. Всё дымит, коптит… КамАЗ как газанёт… Но стоят мощные вентиляторы, которые гонят в шахту воздух. И после взрыва соблюдается вентиляционный режим, а для осаждения пыли применяется орошение водой, - продолжает Сергей Фёдорович. - Но и у нас свои нюансы. График – пятидневка. Встаёшь в 4.00 утра, зимой вообще солнца не видишь. Усталость накапливается. Кто-то выдерживает, кто-то нет. Под землёй всё шумит, гремит. Но сейчас беруши, хорошие наушники, современные средства индивидуальной защиты выдают. А как за полярным кругом? Ещё интересней! Но и у нас те же семь часов в резиновых сапогах проходить, и уже на здоровье скажется. Не зря мы медкомиссию проходим перед каждым спуском. Иной раз, если вода с потолка, приходится всю смену в резиновой спецовке работать, но и надбавка «за вредность» в таком случае больше.

Вспоминает Сергей и о том, как работал на перфораторе, какая была вибрация, как руки после смены немели, а сейчас больше техники, ручного труда практически нет: «На машинах тоже научиться надо работать безопасно, для этого есть опытные наставники – всё покажут, расскажут до мелочи. Что-то не понял, подскажут, поправят. Шахта – единый организм, а мы в нём жилы и связки, на которых всё держится. А как иначе! Главное, чтоб все после смены поднялись на поверхность и вернулись домой – к любимым и близким».

У Сергея двое сыновей и три замечательные внучки – все живут в Челябинске, приезжают не так часто, как хотелось бы, но тем радостнее встречи. А дома постоянно ждёт жена Наталья. Самой трогательной сценой спектакля стал момент, когда супруга главного героя, перенёсшая тяжёлую болезнь, с трудом поднималась по лестнице, а он подхватил её на руки – сильный, любящий, верный четыре десятка лет. И это, к сожалению, не вымысел, а правда жизни. Из дома Наталья сейчас не выходит, но хотелось бы верить, что это временно, что медицина творит чудеса, что всё лучшее ещё впереди. И муж подхватит на руки не по необходимости, а просто так, от счастья и восторга, от того, что силы некуда девать.

Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова, Мирослава Коваленко и Максима Чернышева
(фото 3 и 4: Сергей Айгоров и режиссёр Иван Миневцев после премьеры спектакля; Иван Агапов, исполнивший роль Сергея в спектакле «За белым камнем»)



Спектакль о работнике шахты «Магнезитовая» Сергее Айгорове создали главный режиссёр Челябинского молодёжного театра Иван Миневцев, знакомый саткинцам по театральным проектам «Огнеупорные» и «Уступы», драматург Дина Сафина, художница Варвара Иваник и композитор Павел Поляков. Их постановку под названием «За белым камнем» показали 20 марта нынешнего года на площадке международной выставки-форума «Россия» – главной сцене павильона №84 ВДНХ (Доме культуры). Главную роль в постановке исполнил народный артист Иван Агапов. Спектакль стал частью авторского проекта режиссёра и художественного руководителя театра на Бронной Константина Богомолова «Голоса страны», который был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В ноябре прошлого года создатели проекта объявили конкурс, по итогу которого из 340 заявок отобрали 12 историй. В течение нескольких месяцев известные театральные драматурги, режиссёры и фотографы ездили к героям в гости и «проживали» с ними несколько дней, стараясь как можно ближе познакомиться с их работой и бытом. А через стилизованные фотосессии создатели попытались передать характер героев. Итогом проекта стали 12 документальных моноспектаклей, показы которых стартовали 11 марта на ВДНХ. Также будет издана книга и опубликован документальный фильм — в них войдут истории всех героев, их фотосессии и видеозаписи интервью. Следить за новостями проекта и интересными моментами, оставшимися за кадром, можно
в группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Голоса страны»
.

Есть мнение
Иван Миневцев, режиссёр спектакля, написал после премьеры:

Когда мы делали проект «Уступы» в Сатке, спускались в шахту, на глубину 180 метров. Можно сказать, что моё ощущение мира разделилось на «до» и «после». В этом жутком, тёмном, страшном месте только другой человек может тебя обрадовать по-настоящему. Любой идущий с фонариком в шахте кажется тебе близким, родным что-ли. Ты рад ему! Шахтёры люди со светлыми лицами и прекрасными улыбками, потому-что они понимают ценность человека. Чувствуют её каждый день. Я благодарен проекту «Голоса страны» за возможность продолжить исследование этого подземного пространства и человека в нём...


Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum