Полёт снежка по касательной траектории
Дата статьи: 25.07.2024
Снежный триггер
Триггером, то есть толчком их отношений, стал маленький снежный шарик, запущенный легонько, но точно в цель, поразившую её стрелой Амура. Шла красивая девушка вниз по заснеженной улице Кирова в городе Сатке, ничего особенного не ожидая. И вдруг – толчок в спину, лёгкий, как шлепок ладошки. Обернулась и видит: шагают под руку дедушка с бабушкой – ну, нет, не они. А чуть поодаль парень стоит и отряхивает снег с варежек. Глаза голубые смеются, рот до ушей. И не отвернуться: застал врасплох прилетевший снежок. А парень-то симпатичный – мелькнуло в голове и, без сомнения, отразилось во взгляде. И в ответ – зеркальное отражение. Это было, как вспышка молнии… Та самая любовь с первого взгляда.
– Мы саткинские оба, здесь родились, знали друг друга и раньше, – рассказывает Тамара Ивановна. – Жили рядом, играли на одной площадке. Я на тот момент в десятом классе училась, а он техникуме – Саткинском горно-керамическом. И тут что-то произошло внутри. Общение продолжалось на пришкольном участке, куда все дети стекались. Вечерами гуляли всей толпой по аллейке, что на улице Куйбышева, на танцах встречались. Потом я уехала в Пермский фармацевтический институт – учиться на провизора. А он техникум окончил, стал электромехаником горного оборудования. Ушёл в армию, приезжал на побывку. На пятом курсе мы поженились. Заявление пошли подавать, а там много желающих расписаться, и только 22 июня есть окно. В этот день война началась, а у нас совместная жизнь.
Тамара Ивановна вернулась в Сатку по распределению, 38 лет работала в аптеке №241 в разных должностях: химиком-аналитиком, замом и заведующей. В возрасте 57 лет её приняли в районное управление здравоохранения – специалистом по лекарственному обеспечению, затем 11 лет была заместителем директора аптечной сети «Здоровье», курировала 12 аптечных пунктов района.
Борис Андреевич, будучи уже молодым папой, окончил вечернее отделение местного филиала Магнитогорского горно-металлургического института имени Г. И. Носова (ныне – МГТУ им. Г. И. Носова) по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий», получил квалификацию инженера-электрика, всю жизнь трудился начальном участка электроснабжения в Карагайском карьере. На двоих у них внушительная кипа грамот и прочих наград за победы в соревновании и ударный труд. Среди них две медали: его «Шахтёрская слава III степени» и её «К 100-летию со дня рождения Ленина».
Тепло снега
И стала их семейная жизнь наматываться, как снежный ком, 50 лет накатали на одном дыхании. Эту солидную дату отметили с родственниками в кафе, были приглашены на чествование в ЗАГС, где пресса интересовалась, что, да как, в чём секрет совместного долгожительства. Пришлось задуматься, по полочкам всё разложить. Действительно, не может ведь в ком слепиться холодный и колючий снег, он должен быть тёплым и податливым. А для этого нужны особые погодные условия. Не на улице – в доме.
Ну, во-первых, брак укрепляют дети – всем известно. У Власовых две дочери Елена и Наталья – 74-го и 78 года рождения. Воспитывались в строгости, у папы характер суровый, не забалуешь, и мама требовательная. Начал дело, доведи до конца – это главное правило дети с успехом применяют в жизни. Старшая Елена окончила Екатеринбургский педагогический институт – музыкальный факультет. У неё своя клининговая компания, но музыку не бросает, организовала ансамбль «Бенд-бусы», которым руководит, аккомпанирует на фортепиано и аранжирует исполняемые произведения. Песни у них разноплановые, но особая любовь – джаз. Ездят с гастролями, и в Сатке выступали. Завоевали гран-при международного конкурса в Батуми, имели успех на «Москве акапельной».
Младшая Наталья окончила коммерческий факультет ЮУрГУ. Как и старшая сестра, живёт в Екатеринбурге, занимается электронными торгами, оказывает услуги экономиста.
У Власовых двое внуков, которым они помогают в жизни освоиться, а внуки им – снег топить и ком лепить. Старший Евгений с красным дипломом выучился в колледже на техника-технолога кондитерских и хлебопекарных изделий, скоро станет самостоятельным. Младшей Ульяне 10 лет, она школьница и тоже отличница, все пути – впереди.
– Старшего внука Евгения дочь Елена с трёх лет оставляла у нас летом на даче, и он с нами научился и на велосипеде ездить, и плавать, и много чему ещё. Младшую внучку вторая бабушка помогала растить – в Екатеринбурге. Внуков видим редко, очень их люблю, – улыбается Тамара Ивановна.
Ни упрёков, ни поводов
– Конечно, в первый момент нас связала влюблённость – глазами встретились. И после этого на других мы уже не смотрели, хотя и к нему липли девчонки, и у меня были поклонники. Но когда семейная жизнь закрутилась, этого было недостаточно. По жизни нас связывает то, что оба мы из многодетных семей: нас было пятеро, а их восемь. Сам он из тройни. Двое братьев похожи, а он отличается. Мечта у мужа была стать военным – вместе с братьями. Директор школы выбила всем троим путёвку в Суворовское училище. Двое прошли медкомиссию, а он нет. Братья дослужились до полковников: Владимир преподаёт в Московской военной академии, Пётр вышел в отставку в Гродно, где был начальником штаба. А Борис пригодился на «Магнезите», – продолжает Т. И. Власова. – Можно сказать, благодаря воспитанию в большой семье, где у детей есть обязанности, общая наша черта – обязательность. Не люблю опаздывать, и муж тоже. Я не привыкла пустые обещания давать, и он тоже: сказал – сделал. Он человек слова, на него всегда можно положиться. И на работе таким был, и в семье. Мужчина – хозяин.
Всегда жили в квартире и держали сад на берегу Ая – вот только продали, болячки стали одолевать. Прекрасное место, воздух чистейший, не напиться. Цветов там было море, и работы – тоже. Самая тяжёлая – на муже. Вначале машины не было, от электрички пешком приходилось топать. Наташу на шею посадит и тащит всю дорогу. А потом ещё грядки копать. Зато все овощи свои – большое подспорье. Когда дочки студентками были, каждую неделю заготовки отправляли сумками – с оказией, рейсовым автобусом.
Работу по дому мы особо не распределяли. Кто дома, тот и делает. У мужа скользящий график, у меня – пятидневка. Это и хорошо, что за детьми кто-то присмотрит. Из ночи придёт и на дачу съездит. Шесть лет на вечернем учился, и тогда я на себя больше брала. Он картошку почистит, а готовка – на мне. Уроки проверить – тоже моё. Но у старшей ещё проверяла, а младшая уже всё сама.
Когда старшая родилась, я училась в Перми, жила на квартире в частном доме. Муж ко мне приезжал на госэкзамены. Пока готовилась к ним, он с дочкой сидел, гулял, пелёнки стирал – памперсов ведь ещё не было. Наша сессия втроём была зимней, Лена в октябре родилась. Как-то он был с ней на улице, а я уснула за книжками – ночь почти не спала, кормила дочку грудью, когда она просыпалась, чтоб хозяев не разбудить плачем. И он, застав меня спящей, говорит: «Я с ребёнком гуляю, а ты спишь». Больше такого не было. Ни упрёков, ни поводов для них.
Сети аптечные и макраме
Статистикой не подтверждено, но логика указывает на то, что у любовной лодки гораздо меньше шансов разбиться о быт, если у супругов есть увлечения, ведь так интереснее каждому и вдвоём, есть чем поделиться, есть что обсудить, кроме скучных бытовых тем. Но при этом надо всё успевать, просто так не поваляешься на диване. Да и к чему эта скука!
Будучи провизором, Тамара Ивановна была в гуще общественной жизни. В конце 80-х был объявлен областной конкурс на лучшую городскую аптеку, и коллектив 241-й аптеки занял второе место. Учитывались экономические параметры (рост товарооборота), интерьер и презентация. Они как раз сделали ремонт и показали состояние «до» и «после». В 2002 году при поддержке своих сотрудников Т. И. Власова стала участницей городского конкурса «Деловая женщина» в номинации «Лучший руководитель года». Состояла в городском женсовете и партии «Единая Россия». В 2009 году написала статью про районные аптеки для энциклопедии Саткинского района.
– Очень дружный был у нас коллектив в центральной районной аптеке №92. Делали лекарства индивидуального изготовления: инъекционные растворы, детские лекарственные формы, которые были подвержены анализу. Проводили конкурсы фармацевта, хор был, субботники. После института в аптеку привозили минеральную воду вагонами. А грузчиков не было, мы сами перегружали. Приходим – полный вагон навалом в стеклянных бутылках. Мороки с ними! Потом только стали ящиками возить.
А Борис Андреевич, работая начальником участка электроснабжения в Карагайском карьере, был футболистом, за комбинат играл. А ещё нашёл себе не совсем мужское хобби. Младшая дочь пошла в кружок макраме, а увлёкся он. Вскоре дочь переключилась на скрипку, а он надолго попал в джутовые и пеньковые сети. В Красном уголке карьера всё было увешано его изделиями, даже цветомузыку с макраме соорудил. Не раз выставлялись его работы в ДК «Магнезит». Муж плёл, а жена отпаривала и приводила поделки в экспозиционный вид.
– Сколько сумок он наплёл в подарок друзьям и знакомым, не перечесть. Сколько родственникам всего раздарили! Из всего у меня одна корзина только осталась. И её хотел унести в карьер, но я не отдала, – смеётся собеседница.
Связи на стороне
Речь о деловых, дружеских и «полезных» связях. Последними Власовы похвастать не могли. В советское время молодым специалистам полагались квартиры. Но почему-то врачам их предоставляли сразу, а провизоров ставили в очередь. Некоторое время молодой семье пришлось жить у родителей мужа. Подрастала дочка, было тесновато и шумновато. Муж пороги обивать не любил, да и не умел. И тогда Тамара Ивановна уговорила его пойти к председателю горисполкома, и он насилу согласился, но только раз. А она одним визитом не ограничилась и добилась-таки выделения двух комнат в трёхкомнатной квартире. Когда родилась вторая дочка, они имели право на расширение жилплощади, но просить уже ни о чём не стали. Помогла её мама. Путём двойного размена они переехали в более просторное жильё.
– С людьми он ладил, хоть и по жизни очень категоричный, на работе его любили, на руках носили, когда отправляли на пенсию. А для себя ничего не попросит. Поэтому все глобальные вопросы мы с мужем обсуждали. И квартирный вопрос, и в садик детей устроить. Без лишних споров, дипломатично, – говорит Т. И. Власова. – Хорошо, что 10-й «А» класс у нас был дружный, и куда ни обратись – везде свои. Надо транспорт, шла к Александру Романову, начальнику АТП. В детской больнице главврач и главный педиатр района Анна Завадская, в 40-м детсаду заведующая Татьяна Пучкова… И моя подруга Лидия Староверова – заводила в нашем классе. Весёлая, задорная, всех растормошит, соберёт. Работала после школы на комбинате, мне во всём помогала.
По касательной
Школьная дружба имеет огромную силу. Без одноклассников жизнь была бы неполной, считает Тамара Ивановна. 55 лет прошло с момента их выпуска, а до сих пор общаются, собирались на 30, 35 и 50-летие окончания школы.
– Когда из 17-й школы – восьмилетки – мы пришли в 14-ю, в 9-10 класс, собралось 25 девчонок и трое мальчишек. Враждовали поначалу, а потом стали «не разлей вода». После уроков вечерами собирались, чтобы пройтись по Сатке. А потом три пары из класса поженились, – продолжает собеседница. – Есть у нас группа в WhatsApp, где мы переписываемся, обмениваемся фото. На 50-летие наш москвич Виктор Моисеев сделал всем медали с выпускной фотографией. Всем вырезал вещицы из дерева, мне вазу подарил. А я подготовила фильм обо всех нас и на дискеты записала. В Сатку собрались со всей страны, только двоих не было – из Австралии и Магнитогорска.
На встречи одноклассников муж отпускает Тамару Ивановну неохотно, как будто ревнует. Немного, в той оптимальной для отношений мере, которая не маслом в огонь, а теплом рук, чтобы снежок слепить. И запустить по касательной – чтоб не больно, а как шлепок ладонью – через пространство и время.
Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова
M
История супругов Власовых о том, как запущенный в цель снежок превратился в снежный ком семейной жизни «диаметром» 50 лет.