Корпоративное издание Группы Магнезит

Контакты
Доска почета наставниковАфиша
Магнезитовец
ГлавнаяАрхив выпусков
background
Рабочим местом Николая Вотинова на протяжении четырёх десятков лет был теплосиловой цех, куда он поступил в 1979 году после окончания профтехучилища №8, получив профессию электромонтёра. Вскоре был призван в армию, а после демобилизации вернулся в подразделение в том же качестве. В 2014 году в составе ремонтной службы был переведён в «Магнезит Монтаж Сервис». На заслуженный отдых вышел в 2020 году. С детства увлекается фотографией.

Галерея настроений

В фотогалерее Николая Вотинова, посвящённой Году семьи в России, собраны случайные кадры детей и взрослых, сделанные им в разные годы в Сатке – на массовых городских мероприятиях и просто в толпе. В этих мгновеньях видны приметы времени, схвачено настроение и явственно проступают, казалось бы, невидимые ниточки связей между людьми. Вот девочки дегустируют мороженое, но поглощены не лакомством, а неким действом, которое происходит прямо перед ними и за которым они внимательно наблюдают. Наверняка, героини уже выросли, ведь фото не совсем современное, судя по узеньким цветным футболкам, которые в наше время сменила безразмерная одежда. Вот малышка лет трёх-четырёх деловито пристёгивает маленькому братику ремень безопасности на сидячей коляске, а мама, присев на корточки, вся светится от радости за своё заботливое и способное сопереживать чадо. Вот конкурс костюмированных детских колясок у ДК «Строитель». Средства передвижения малышей преобразились до неузнаваемости: в карету, украшенную рюшами, кнопочный телефон и даже внушительных размеров танк, который сопровождают родители-пехотинцы, одетые в солдатские гимнастёрки и пилотки времён Великой Отечественной войны. Пометки об итогах конкурса на фото нет, но, наверняка, именно эта коляска стала «гвоздём программы». На фотоснимках много и других мгновений – прекрасных и счастливых. Выставка, без сомнения, стоит того, чтобы побывать на ней и заразиться яркими эмоциями.

Сбоку от колонны

Подготовить выставку фото в честь Года семьи Николая Вотинова попросили сотрудники библиотеки, и он не пожалел времени и вложений: прошерстил архивы и распечатал подходящие кадры. Благо, выбрать есть из чего. Значительная часть городских мероприятий у фотографа-любителя – на плёнках и в электронном виде. Снимает он с завидным постоянством. Сколько себя помнит. Даже на первомайских демонстрациях в колонне никогда не ходил, всегда только сбоку, с фотоаппаратом, ловил в объектив отдельные лица и общее движение людской массы…

– Сколько выставок было, всех и не упомнишь. И персональных, и коллективных, и тематических, и ассорти, – отмечает Николай Вотинов. – Раньше они проводились часто, а теперь реже – отходит фото на бумаге, и всё меньше их выставляется на обозрение. Хорошая традиция фотовыставок сохраняется в Бакале, где в сентябре проводится ежегодная «Сушка». Организовал её много лет назад фотограф Михаил Четин. Его, к сожалению, не стало, но традицию продолжили библиотекари Бакала. Участвуют в выставке не только бакальцы, но и фотографы из Сатки, Межевого и других населённых пунктов района. А место для экспозиции фотоснимков предоставляет ДК горняков.

Домики для птичек

Ловить фотомоменты Николай Вотинов начал с седьмого класса. Первым его «домиком» для вылетающих «птичек», купленным на сэкономленные карманные деньги и родительские вложения, был фотоаппарат «Смена 8М» – самый массовый в мире по числу выпущенных экземпляров – более 21 миллиона штук. Заряжался он обычной 35-миллиметровой 36-кадровой светочувствительной плёнкой, которую надо было наматывать на кассету вручную, на ощупь, в полной темноте. Специальные приспособления для этого не требовались. Обычно руки вдевались в рукава куртки или пальто с обратной стороны, а застёгнутая на все пуговицы вещь обматывалась вокруг. Отснятая плёнка проявлялась и закреплялась (тоже в темноте) в растворах специальных химических реактивов. После этого наступала очередь печатания снимков на фотоувеличителе – приборе, который просвечивал лампой плёнку и проецировал обратное (негативное) изображение на фотобумагу с получением позитивной картинки. Делалось всё это в свете красного фонаря, не создающего помех в таинстве рождения фотографии. Глянцевать фотокарточки можно было уже на свету, а за неимением глянцевателя – прямо на чистом оконном стекле, что многие и делали.

– У меня процесс печатания фотографий, можно сказать, был наполовину автоматизирован, поскольку имелся таймер, который отмерял время выдержки кадров при печатании. Но задавать нужный интервал надо было всё равно вручную, методом проб, – вспоминает фотограф. – Чёрно-белые фотографии были качества удивительного. При этом хранятся они долго без изменения, чего нельзя сказать о цветных фото, распечатанных на принтере, которые со временем портятся. Чёрно-белая плёнка «Кодак» на 200 единиц светочувствительности была дефицитом огромным. Фотоаппарат «Зенит» с диапазоном выдержек 500 единиц стоил 210 рублей – больше, чем зарплата инженера. Я купил его перед армией в 1979 году. А самой продвинутой фотокамерой был «Киев», его диапазон был равен тысяче единиц. Такая камера была у профессионалов – фоторепортёров солидных изданий. Стоила она целое состояние, и дефицитом была редким. «Киев» мне приобрести так и не довелось. Потом настали времена цифровых мыльниц, и у меня таковая была. А не так давно приобрёл зеркальный фотоаппарат «Canon».

Красота за кадром

У современной «зеркалки», как отмечает Николай Вотинов, свои преимущества. Можно снимать не только фото, но и видео. Объём карты памяти позволяет делать не десятки, а сотни кадров, и выбор удачных больше. А если кадр, схвативший прекрасное мгновенье, немного не дотягивает по качеству, есть программы, которые помогут его вытянуть. В том числе, сделать цветное чёрно-белым, что невозможно было сделать на плёночных фото.

Помимо портретных и сюжетных, много у Николая Вотинова и пейзажных снимков, где цвет главенствует – всё же пейзаж хочется видеть живописным. Привезены они со сплавов по рекам Ай и Юрюзань, из походов на хребет Зюраткуль, гору Нургуш, пещерный комплекс Сикияз-Тамак и другие – не менее красивые – места. В его галерее – отвесные скалистые берега – знаменитые Айские притёсы, снятые с разных ракурсов, причудливые каменные массивы, водопады, лес, деревья, цветы, небо… Много таких снимков, распечатанных в большом формате и вставленных в рамы, он раздарил и тем самым «прорубил» в стенах квартир родных и друзей «окна» в прекрасный и удивительный мир родной природы.

У этих красивых кадров есть и обратная сторона – та, что за кадром. Как часто, чтобы сделать безупречный снимок, Николаю Ивановичу приходилось убирать мусор, оставленный нерадивыми отдыхающими. Его он, как правило, собирает в пакет, который предусмотрительно прихватывает с собой, и несёт многие километры до ближайшего мусорного бака. А если такой возможности нет, вернётся на это место с друзьями и мешками…

– Много у нас мест красивых, на которые люди хотят полюбоваться, – отмечает собеседник. – Но чем больше народа, тем больше мусора после него. Кто-то должен всё это убирать – кто, если не мы. Как-то с друзьями поехали на вахтовке в окрестности горы Нургуш и мешками с мусором забили всю машину – увезли всё в город и выгрузили в контейнеры. Проблема есть, она поднимается, но не решается кардинально. Вторжение человека в природу должно быть дозированным и безболезненным, чтобы красота была не только в кадре, где фотограф приберёт.

Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова
Мгновенья красоты
Дата статьи: 10.04.2024
В библиотеке Западного микрорайона работает фотовыставка под названием «Счастливая семья – счастливая страна». Её автор – ветеран теплосилового цеха и «Магнезит Монтаж Сервиса» Николай Вотинов.
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum