Разрубить пограничный узел: ветеран «Магнезита» о службе в Афганистане
Дата статьи: 15.02.2023
ЗНАКОМЬТЕСЬ
Валерий Александрович Падуков
Ветеран «Магнезита», ветеран боевых действий в Афганистане
Его трудовой стаж почти 40 лет, больший период которого – горячий. На предприятие поступил после окончания профессионально-технического училища № 8, начинал слесарем системы аспирации в ЦМП-3 (ныне участок №2 департамента по производству порошков Группы Магнезит). Отслужив в армии с 1979 по 1981 год, вернулся в тот же цех в том же качестве. Через три года получил профессию обжигальщика, пройдя за год «уровни» от четвертого до шестого разряда. Трудился на разных печах. Вышел на заслуженный отдых в 2019 году. Не раз отмечался грамотами и поощрениями от предприятия. В июле 2015 года его имя занесено в Книгу трудовой славы «Магнезита».
Первые на «вершине мира»
Валерий Падуков был в числе первых наших воинов срочной службы, кто был направлен в Афганистан – выполнять интернациональный долг и отстаивать государственные интересы СССР. В армию он был призван в 1979 году – в самом начале конфликта. Попав в пограничные войска в «подбрюшье» страны, стал одним из первопроходцев на Малый Афганский Памир, как его ещё называют, «вершину мира», где вместе с товарищами по службе оставил после себя плацдарм для тех, кто пришёл на смену.
– В армию призвался по комсомольской путевке и был направлен в пограничные войска, – рассказывает Валерий Александрович. – Попал на таджикскую границу. И тут – передислокация. Сказали, едем в командировку – в Таджикистан. А оказались в Афганистане, в местечке Базай-Гумбад провинции Бадахшан. Командиры объяснили, что переход границы – это интернациональный долг.
Здесь нужно сделать небольшую этническую и географическую ремарку, чтобы понимать специфику боевых задач пограничников и их отношений с местным населением, которое волей-неволей было вовлечено в этот процесс. Базай-Гумбад – высокогорное местечко на территории Малого Памира на высоте около 4 тысяч метров над уровнем моря, окруженное высочайшими вершинами-семитысячниками. Здесь сошлись в узел границы пяти государств: Афганистана, Индии, Пакистана, Китая и Таджикистана – бывшей республики СССР. На карте Афганистана Малый Памир выглядит как тонкий «хвостик» в виде ладони, изображённой «в профиль». Такая «прокладка», разделившая единый народ по реке Пяндж, была образована Россией и Англией в конце ХIХ века во избежание прямых военных столкновений. Этнически этот мыс вплотную примыкает к бывшей автономии советского Таджикистана – Горно-Бадахшанской области, и в Афганистане населён теми же народностями, что и в бывшем СССР.
По легенде, отчасти голубоглазые и светловолосые горные народы Малого Памира относят себя к потомкам воинов Александра Македонского, которые достигли этих мест во время походов 334-324 гг до н. э. По религиозным убеждениям памирцы являются исмаилитами, исповедуют особую ветвь ислама с налётом буддизма. Одним из принципов жизненного кодекса исмаилитов является непротивление власти и использование её благ в целях процветания своего народа. Советская власть, которой вначале оказывалось яростное сопротивление, со временем пришлась народу Малого Памира по душе, поскольку явила собой бесплатное здравоохранение и образование, утолив свойственную ему тягу к познанию мира и наукам. Да и прочие блага цивилизации легли на чашу весов. Не удивительно, что симпатизировали Советскому Союзу и афганские собратья бадахшанцев, чья жизнь мало изменилась в лучшую сторону за годы процветания соплеменников под российским крылом. Многие по ту строну СССР, как отмечают этнографы, владели русским языком.
Доподлинно известно, что ещё в ХIХ веке местный хан хотел перевести своих подданных под протекторат России, но за это его государственное, по сути, образование было уничтожено англичанами. А его последний правитель хотел бежать в Россию, но был убит агентами английской разведки. Так разрубили нашу возможную «склейку» с Индией на том самом перешейке границ, создав, кстати, ещё одну буферную зону горячего напряжения – Пакистан, оторванный от Индии путём разжигания вражды на религиозной почве. Всё политика, политика, государственные интересы. А отстаивать их солдату.
Вот такая история, благодаря которой понятно, на чём замешано отсутствие явной вражды со стороны местного населения по отношению к советским пограничникам, которые оказались по ту строну своего государства. В особенности, сочувствовали советским воинам порядочные люди, не причастные к теневому бизнесу торговли оружием и наркотиками. Надо отметить, высоко в горах люди выживают трудно. Зарабатывают на жизнь, в основном, пастбищным скотоводством, земледелие в условиях сурового высокогорного климата не прижилось: посевы вымерзают. А под боком – долины Афганистана с бескрайними маковыми полями…
Они не пройдут
- Когда перешли через границу, сняли погоны, – продолжает Валерий Александрович. – Прибыли на место постоянной дислокации, окопались. Вырыли углубления и поставили в них палатки брезентовые, сверху – только крыша. А ближе к зиме построили блиндажи, оборудованные печками-буржуйками. Тепло, не дует, красота. Командиры поставили задачу – охранять два перевала, через которые шли караваны с наркотиками и оружием. Выходим в наряд-секрет, занимаем высоту, откуда видно тропы, по которым могут прорваться наркоторговцы. А нас не должно быть видно, у нас, на высоте, траншея. Контрабандисты прорывались то на ишаках, то на мулах. Местность они знали очень хорошо. Идут-идут и вдруг пропадут из видимости, скроются в складках гор.
Валерий Падуков не раз был в перестрелках, но личный состав их воинское подразделение сумело сохранить. Может быть, чудом. А, возможно, помогла тактика, которую выбрали командиры. Держаться от противника на расстоянии, наблюдая за его продвижением с правильно выбранной позиции. По ночам местность, к тому же, подсвечивалась прожекторами. Сказалось и отношение местного населения, среди которого были сочувствующие советской власти. Пользуясь разведданными, наши пограничники зачастую знали, в каком месте, в какое время ждать преступников. А в ответ наши воины обучали местных пограничному делу, делились продуктами, медикаментами и предметами первой необходимости.
По воле гор
К сожалению, полностью избежать потерь личного состава не удалось – по воле гор. Воздух в горах разрежен, кислород в дефиците. Выжить в таких условиях неподготовленному человеку очень сложно. Один из сослуживцев Валерия Падукова погиб от отёка лёгких, не доехав до места дислокации. Следом горная болезнь поразила ещё одного военнослужащего, но его удалось спасти, доставив в госпиталь, откуда он был комиссован. Симптомы эти нередки: Памирский тракт — одна из самых высокогорных дорог мира, в своей наивысшей точке — перевале Ак-Байтал — достигает высоты 4655 метров над уровнем моря. Это единственная дорога Горного Бадахшана на территории СССР, построенная в 1937 году, которая связывает таджикскую столицу Душанбе с Памиром, и на протяжении почти всего «хвостика» проходит вдоль границы с Афганистаном.
По воле гор строился и быт. Вода на такой высоте закипает при 80 градусах, мясо приходится варить подолгу, хлеб в печи не пропекается, двигатель внутреннего сгорания не работает должным образом.
– Хлеб у нас был двух сортов. Один привозили из Союза, а другой пекли в части, – рассказывает ветеран. – Местный хлеб, особенно чёрный, был внутри непропечённый, сплошное тесто, поэтому привозным буханкам всегда были рады. Машина в горах и то плохо тянет. Это я на себе испытал, ведь был водителем. Перед армией курсы от военкомата окончил.
Особенности местного климата диктовали и сроки службы. Зимой, начиная с середины декабря, в горах Малого Памира начинается настоящее светопреставление. Снег валит так сильно, а ветра такие свирепые, что перевалы становятся непроходимыми и лавиноопасными. Никто в горы не сунется. Потому и необходимость охранять тропы от прохода преступных караванов отпадала сама собой. И пограничников отправили на зимние квартиры в свою часть – до следующего сезона.
След после себя
В сети интернет можно найти публикации о периоде 1980-х годов, связанные с воинским подвигом советских пограничников в местах, которые описывает Валерий Падуков. Позже на том узком перешейке, где в узел завязаны границы пяти государств, стало горячее, погибло много наших воинов. Очевидцы тех событий отмечают, что силы нашим бойцам сберегли (да и жизни спасли) блиндажи, траншеи, окопы и другие укрепления, подготовленные их предшественниками. Та спасительная жёсткая земля, без сомнений, была вынута, в том числе, сапёрными лопатками в руках Валерия Александровича и его товарищей.
Что осталось неизменным после их первого похода, так это отношение с местным населением. Один из рассказчиков описывает, как наши воины-афганцы подарили жителям горного Бадахшана армейский котёл, доставив его на горбе верблюда, как делились одеждой и продуктами. Так что многие старожилы тех мест до сих пор могут помянуть наших пограничников добрым словом. На русском языке. Многих посмертно.
- Среди боевых товарищей было много земляков из Челябинска. Первые два года после армии на День пограничника встречались по 7-8 человек, а как дети у всех пошли, стало не до встреч. Но день вывода войск из Афганистана с местными афганцами отмечаю. В Бакал ездим на кладбище, где похоронены погибшие воины из Саткинского района – 4 человека. Из Сатки не погиб никто, все остались живы, – продолжает В. А. Падуков. – Знали ли родные, где служил? Нет, конечно. Мы были первыми, подписали приказ о неразглашении, ничего не рассказывали о службе. Дембельский альбом? Какой там альбом! Даже письма домой вскрытые приходили с зачеркнутыми строчками, так что ничего лишнего не напишешь. Подписывались на 10 лет. А там и вывод войск. Информация просочилась в прессу, да и молодежь стала языками чесать. А нам, ветеранам, об этом вспоминать не хочется. Одно дело – болтать о войне, другое дело – воевать. Вначале не по себе было, ведь смерть все время рядом ходила, но потом попривыкли. Человек ко всему привыкает. Как будто бы, так и надо. Но с автоматами Калашникова спали в обнимку.
Наталья Уфимцева
Фото из архива редакции
15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Эта дата установлена в честь тех, кто исполнял служебный долг за пределами Отечества. Памятный день связан с выводом советских войск из Афганистана, который завершился 15 февраля 1989 года. Помимо той необъявленной войны российские военнослужащие принимали участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны.
Во время службы в Афганистане ветеран «Магнезита» Валерий Падуков выполнял боевые задачи на перекрёстке нескольких границ, пресекая продвижение караванов с наркотиками и оружием.