Корпоративное издание Группы Магнезит

АфишаКонтактыАрхив выпусковГлавная
Магнезитовец
Доска почета наставников
background
Выражение «как по нотам», означающее гладкость и поступательность процесса, никоим образом не применимо к хору «Поющий Магнезит». Не как, а именно по нотам работает с коллективом его руководитель Марина Мигашкина. Под её началом сотрудники «Магнезита» осваивают не только вокальные приёмы, но и сольфеджио. По мнению Марины Сергеевны, только такой серьёзный подход может стать залогом развития и долгой жизни музыкального сообщества.
Дата статьи: 28.02.2024
Не как по нотам: о том, как «Магнезит» стал поющим
Уже год, всего год

Всего лишь год скоро исполнится хору «Поющий Магнезит», но он уже подаёт заметные успехи. На первом серьёзном выступлении, которое состоялось 21 декабря прошлого года на торжественной церемонии вручения корпоративной премии Группы Магнезит, в исполнении коллектива прозвучали два произведения: песня «Какая наша родина» композитора Анатолия Соболева на слова Виктора Бокова и инструментальная пьеса «Либертанго» Астора Пьяццолла. Особенно зрителям понравилось разложенное на многоголосье «Либертанго», известное широкой публике, как новаторское произведение с элементами джаза – вещь непростая по своей структуре и сложная в исполнении. По словам участников хора, эту пьесу они освоили примерно за два месяца, собираясь на репетиции раз в неделю (обычно перед выступлениями эти занятия становятся чаще). Казалось бы, срок небольшой, но всё оказалось возможным при наличии профессионального подхода руководителя и некоторых других факторов.

Марина Мигашкина – профессиональный музыкант, преподаватель хоровых дисциплин ДШИ №1 имени Ю. А. Розума, окончила Магнитогорскую консерваторию, кафедру хорового дирижирования. Взяться за создание корпоративного проекта Группы Магнезит её сподвиг начальник цеха «Ветеран» Юрий Шумков – сам в прошлом вокалист местной рок-группы, выступавшей на сцене ДК «Строитель».

– Юрий Дмитриевич рассказал об идее создания хорового коллектива и пригласил меня в качестве хормейстера. Были сомнения: со взрослыми у меня до этого не было опыта хоровой работы, – признаётся Марина Мигашкина. – Но я всё же решилась и дала согласие. С собой в коллектив привела Гузалию Жамилевну Самигуллину – концертмейстера, поскольку без него невозможно это совместное действо. С марта прошлого года мы начали заниматься. Я сразу поставила условие, что работаем серьёзно, посещаем занятия регулярно, максимально сосредоточенно работаем. Именно работаем… Над собой, над дыханием, над звуком и так далее. С учётом того, что в коллектив ходят люди, работающие в сфере, далёкой от музыки, изучаем нотную грамоту. Не сидим над сольфеджио, но с какими-то элементами знакомимся. Пишу партии, стараюсь, чтоб хористы не с голоса их учили, а с листа. В начале занятия обязательно дышим, работаем над дикцией, на распевках применяем и говорок, и покрикивания, таким образом, работаем над динамикой звука.

Вдохновение и развитие

Сегодня в коллективе около трёх десятков участников. Раньше приглашали в хор всех желающих, но теперь проводится прослушивание.

– У постоянных участников хора полная дисциплина, а это одна из составляющих правильно развивающегося хорового коллектива, - продолжает хормейстер. – Меня предупреждают об отсутствии, все мои просьбы и замечания не просто принимаются к сведению, люди работают над собой. И с другой стороны, хор – это вдохновение. Хористы приходят, и у них глаза горят. Нарядные, с причёсками, с настроением, как на праздник. И это тоже создаёт определённую атмосферу и настрой на совместное созидание и творчество. Я сама сейчас очень много смотрю мастер-классов по работе с хором, постоянно ищу идеи и приёмы для возможного удобного исполнения. От меня данная работа требует серьёзной отдачи: саморазвития и самообразования. Подбираю репертуар – это важная и значимая часть в жизни хорового коллектива.

Недавно на одной из репетиций я призналась, что живу от среды до среды – по этим дням у нас репетиции. Поймала себя на том, что не посматриваю на часы с вопросом окончания занятия, это хористы мне напоминают, что уже пять, десять, пятнадцать минут восьмого и пора бы завершать репетицию. Когда погружаешься в процесс, ждёшь результатов, и получается. Это огромная радость, профессиональное удовлетворение для преподавателя, в таком случае и время летит незаметно. Могу сказать, что мы нашли друг друга, уверена, что мы собрались не по случаю, не для одного выступления. Коллектив должен быть и жить.

Руководитель «Поющего Магнезита» поделилась мечтой о следующей ступени развития коллектива – а-капельном многоголосом пении. Без поддержки инструмента петь и держать партию ещё сложнее, это вокальное искусство требует от исполнителей идеального чувства ритма и гармонии. Но как не замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» с таким-то желанием участников и профессиональным подходом к делу. А ещё и при взаимности в отношениях между людьми и их занятием.

– Наша Марина Сергеевна – настоящее сокровище. Я впервые вижу настолько влюблённого в свою работу человека! Мы очень её любим! – подтверждает участница хора Екатерина Мороженова.

Как китайская грамота

– В своё время я не окончила музыкальную школу, – говорит участница хора Дарья Морозова. – Решила восполнить этот пробел, нашла преподавателя игры на гитаре и стала брать у него уроки. А он мне сказал, что и петь надо учиться. Так я попала в хор. А там ноты выдают. Для человека, который не владеет нотной грамотой, это очень сложно. Изучение сольфеджио для меня, как овладение китайской грамотой. Но я понимаю, что это необходимо для правильного прочтения мелодии. Иногда проще смотреть на Марину Сергеевну, следить за её жестами. Скорочтения нот у меня ещё нет, читаю их, как первоклассник слова – по слогам. Но надеюсь, скоро наступит прогресс. Развитию способствует и то, что руководитель выбирает сложные произведения, которые требуют от нас серьёзной работы. Словом, трудно, но интересно.

И очень приятно находиться в таком коллективе. У нас собрались яркие, творческие личности, обладающие различными талантами. Помимо хора, мы встречаемся и в других местах, где есть искусство, обсуждаем спектакли, выставки, выступления артистов. Какое счастье во всём этом быть!

Хор – это маленькая жизнь

– Петь я любила всегда. В музыкалку меня записал папа, чему я была рада, – рассказывает участница хора Виктория Григорьева. – Занималась с удовольствием, но там певческого таланта моего не разглядели. Не так давно удалось позаниматься с педагогом по вокалу из Аши Тамарой Александровной Медведевой, которая приезжала в наш город по приглашению Группы Магнезит. Кто-то из друзей пригласил прийти на прослушивание (друзьям всегда нравилось моё пение), я пришла, но иллюзий не испытывала: мне 40, голос угасает, певцы в этом возрасте не начинают, а вершат свой музыкальный путь. Но я и не мечтала о певческой карьере. Я вообще в эту затею не верила, может быть, поэтому и не произвела на Тамару Александровну особого впечатления при прослушивании. Когда оно закончилось, я предложила ей подвезти её: чужой город, на улице темно. Она согласилась, мы поехали, я, по привычке, запела под то, что зазвучало из динамиков. Это была Шэр «I don't need your sympathy There's nothing you can say or do for me...». Когда мы доехали до «Ла-Виты», где остановилась Тамара Александровна, у неё были совсем другие глаза, она спросила: «Виктория, в какие дни Вам удобно будет со мной заниматься?». Оказалось, у меня какой-то особенный голос, что-то там уникальное с тембром и подачей. Мы стали заниматься, это было счастье. Но ковид всё нарушил. Тамара Александровна не могла больше приезжать в наш город, занятия прекратились, я осталась, так сказать, недоделкой... Однако, мне запомнились слова моего педагога: «Голос развивается в хоре, все великие начинали в хоре».

Спустя время на программе «Трансформация» Анжелики Золотой мы пересеклись с Мариной Сергеевной Мигашкиной – она знакомила участников с хоровым пением. И я, по случаю, поделилась с ней, что с удовольствием бы тоже позанималась в хоре. И Марина Сергеевна пригласила меня в хор. Начались занятия. И вот что я поняла. Кроме радости творчества, кроме удовольствия петь, хор – это и тонкости психологии. Нужно, сохраняя индивидуальность, научиться не перетягивать одеяло. Будучи в коллективе не растворять свою личность, аутентичность. Сохранять спокойствие, когда кто-то «буксует» или когда «буксуешь» сама. И Марина Сергеевна с удивительной деликатностью, очень тактично делает замечания, исправляет, объясняет, показывает на примере. Вообще нам с педагогами очень повезло: и Марина Сергеевна, и концертмейстер Гузалия Жамильевна Самигуллина – редкие профессионалы, влюбленные в своё дело люди, обладающие природной интеллигентностью. Марина Сергеевна никогда не скажет: «Виктория, фальшивишь!» Нет. Это будет только удивлённый взгляд. И станет всё понятно: пой по нотам. Или, например, её замечания нам, хористам, звучат так: «Эту фразу следует аккуратно положить, а не бросать» или «А куда это мы в брови запели?», или «Вот, забыли про живот и звук сдавленный получился».

Звукоизвлечение, звукоформирование – это наука. Грамотная, тактичная подача этой науки – талант. И этим талантом наши педагоги обладают. А ещё невероятным терпением и терпимостью. И я благодарна им до неба!!!

Хор – это маленькая жизнь. И я определённо могу сказать, что все участники нашего хора эту жизнь любят, кайфуют от неё. Это прямо чувствуется, витает в атмосфере. Когда мы собираемся перед репетициями, общаемся. И в этом общении не бывает серой, будничной скуки. Люди шутят, делятся впечатлениями от какого-то зрелища, планами посетить спектакль или концерт.

Желание и возможности

– Необходимость создания на «Магнезите» хора для работающих сотрудников зрела давно. Раньше на предприятии был свой творческий коллектив, а сейчас есть хор ветеранов «Вдохновение», которым руководит Татьяна Сергеевна Нихоношина, – резюмирует Юрий Шумков. – Хор – традиция хорошая, даёт не только развитие вокальных данных, но и позволяет сдружить народ. Это и тренировка памяти, и работа по освоению нотной грамоты. Лично мне проще, я окончил музыкальную школу по классу баяна, но, как оказалось, многое забыл. А ведь у большинства нет даже начального музыкального образования, и они получают его в коллективе. Именно нотная грамота настраивает человека на правильное запоминание мелодии.

Прошедший год показал, как вырос потенциал участников хора. Я и сам изменился. После музыкальной школы и рок-группы у меня был большой перерыв. Доводилось иногда петь под гитару в семейном кругу, но это было любительское пение, а тут начал замечать, как голос начал становиться. Регулярные репетиции – это та же учёба. А учитель у нас замечательный! Учимся работать своими голосовыми связками, дышать животом, тренируем внимание. Надо за жестами Марины Сергеевны следить, она показывает, кому прибавить, кому ужаться, кому дыхание растянуть. Каждый раз она решает, как именно спеть, и мы должны подстроиться. Если ей что-то не нравится, она останавливает нас, а если нравится, улыбается. Не сразу всё получается, но здорово, что руки ни у кого не опускаются.

Конечно, надо отметить поддержку руководства Группы Магнезит, без неё нам пришлось бы трудно. Думаю, что сводный вокальный коллектив для сотрудников разных подразделений – это только первый шаг. Следующим могло бы стать создание хоров в каждом цехе, чему могли бы поспособствовать участники «Поющего Магнезита». При этом условии можно проводить корпоративные фестивали, а на большой сцене будет выступать наша «сборная».

Вот и сегодня хору «Поющий Магнезит» предстоит выступление на фестивале «Друзей многоголосье», посвящённом году семьи, который состоится в ДК «Магнезит». Пожелаем им успеха и бурных оваций!

Наталья Уфимцева
Фото из архива редакции
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum