Афиша

Корпоративное издание Группы Магнезит

Доска почета наставниковКонтакты
Магнезитовец
Архив выпусковГлавная
background
Дорога, с которой нельзя свернуть
Дата статьи: 15.02.2024
Юрий Нигматов
Помощник машиниста железнодорожного цеха
Его стаж на «Магнезите» 35 лет, всё это время он трудится в ЖДЦ, куда поступил в 1987 году после окончания профтехучилища №8. Через полгода был призван в армию, служил в Афганистане до момента вывода войск в 1989 году. После демобилизации вернулся на прежнее рабочее место. Награждён медалью «Бойцу-интернационалисту от благодарного афганского народа», юбилейными наградами. В 2006 году его портрет был размещён на стенде трудовой славы «Магнезита».


Не выпасть из списка

В жизни часто бывает, что не люди выбирают дороги, а дороги выбирают людей. Можно пойти по пути движения, а можно свернуть на обочину – сам выбирай. Таким выбором для Юрия Нигматова стала служба в горячей точке.

– Весной 1987 года меня призвали в армию, служил в Прибалтике (Гайжюнай), в автомобильной роте. Как-то командир роты составил список из военнослужащих, и я в него попал, – рассказывает Юрий Гадилович, из скромности недоговаривая, что составили список из лучших. – А позже приехал полковник из Афганистана и собрал всех из списка и в Ленинской комнате на собеседование.

Приезжий офицер открыто рассказал обо всём – нужно выполнить воинский долг перед Родиной. Если вначале этой военной миссии, в которую СССР вступил по просьбе Афганского правительства, срочников ставили перед фактом уже после передислокации за границу, и родные даже не догадывались, где служит их сын, брат или муж, то к концу 80-х годов всё изменилось, о событиях в Афганистане открыто сообщалось в СМИ. Эта командировка в горячую точку не была для Юрия Нигматова принудительной, её можно было избежать. Один из его сослуживцев отказался от поездки, а остальные ребята даже и не мыслили об этом. О судьбе того уклониста, свернувшего на обочину, Юрий Гадилович рассказывает, что отправили его дослуживать в столицу, что, по факту, было не наказанием, а поощрением. Но достоинства мужчине это обстоятельство не добавляло.

До Афганистана избранные долетели на самолёте, после чего их распределили на две молодые роты по казармам. Подъём, завтрак, ужин. Посвятили в тему на наглядных примерах фото преступлений и издевательств боевиков над нашими военными. А потом распределили молодёжь по ротам, согласно воинским специальностям. Герой нашей публикации попал в РМО – роту материального обеспечения, служил за баранкой «Урала», получив профессию водителя ещё на гражданке, по направлению от военкомата в учебном центре общественной организации ДОСААФ – добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Интересный факт, он был водителем в 350-м полку, откуда взял своё начало музыкальный ансамбль минобороны и ВДВ «Голубые береты». Они на тот момент уже отслужили, но приезжали в полк с концертом и выступали в клубе. Частыми гостями на сцене были Владимир Винокур, Виктор Гнатюк, ведущий программы «Служу Советскому Союзу» Михаил Лещинский и другие знаменитости.

А служебные будни шли своим чередом. Привозил и отвозил патрули – офицера и двух солдат – к месту несения службы в черте старого и нового – Советских – районов Кабула. Пока патруль нёс службу, охранял машину. Также из Кабула, куда груз прибывал по воздуху на оборудованную в полку базу, доставлял на боевые точки всё необходимое для жизнеобеспечения: продукты, сменное бельё и даже передвижную баню, представлявшую собой большую брезентовую палатку размером с деревенский дом, к которой прилагалась печка-буржуйка. Однажды, выставив баню, Юрий уехал. А на следующий день на этот пост было совершено нападение, которое наши ребята успешно отразили. Среди нападавших были не только талибы, но и афроамериканские наёмники.

Колея в колею

Благодаря счастливому случаю, под обстрел их колонна ни разу не попала, но дороги, по которым они передвигались, часто были заминированы. Если это было асфальтированное шоссе, взрывоопасный сюрприз прятался на обочине, а на пути возникала преграда, дающая повод для объезда. Если это был песчаный тракт, мину легко было зарыть прямо под колёса. Важно было не обмануться и вовремя среагировать. В авангарде продовольственной колонны обычно шла БМП с сапёрами, которые должны были обнаружить и предотвратить опасность. Ехать полагалось след в след, колея в колею, никуда не сворачивая и не отклоняясь от курса. А ведь «подвохи» эти устраивали «мирные».

– В городе, не поймёшь, кто свой, кто чужой. Ходит такой мирный в халате, а из-под него оружие торчит, – рассказывает афганец. – Спускаются с гор безоружные, справят Новый год и назад уходят – наркотики и оружие за границу возить. И не поймёшь, кто бедный, а кто состоятельный. Снаружи дома у них незавидные, вроде хижин из глины вперемешку с соломой, а внутрь заходишь – аппаратура, ковры кругом. Я сам не бывал в их домах, но сослуживцы рассказывали. Местные дети постоянно у нас воровали, могли втихую снять плафоны с машины, вскрыть кузов и стащить обмундирование, вещмешки, сухие пайки. Гоняли их, конечно, но не наказывали, им ведь жить на что-то надо было. Возвращаясь с боевых постов, бросали из машины им банки тушёнки, галеты в пачках. Для них это был праздник. Буханку хлеба кинешь, она покатится по пыли, и за неё начинается драка. Есть захочешь, и не такое подберёшь. По-другому хлебом не поделишься, остановка под запретом, приходилось бросать во время движения.

Мирная колея

После Женевского соглашения ближе к выводу войск их полк начали обстреливать, первое время промахивались, но потом пристрелялись и стали попадать по казармам и технике. Снаряд настиг в автопарке двоих солдат, которые устали прятаться и занимались ремонтом машин. Один при звуке снаряда лёг на землю, а второй не успел…

Во время вывода советских войск из Афганистана Юрий отправился к месту дальнейшей службы на самолёте, а его машину перегонял из-за границы кто-то другой. Два месяца дослужил в Белоруссии, демобилизовался и вернулся в Сатку.

И здесь его снова ждала дорога, с которой нельзя свернуть – узкоколейка «Магнезита», по которой руда доставляется с перегрузочных складов карьеров на дробильно-обогатительную фабрику. Помощником машиниста на «железке» он отработал более 35 лет, вплоть до самой пенсии, и продолжает трудиться. Здешние дороги тоже имеют сложный гористый рельеф, требующий очень аккуратного вождения от машиниста. А помощник должен следить за исправностью вагонов-думпкаров, путей, контактных линий и стрелочных переводов, песок подсыпать на рельсы в дождь и гололёд, смотреть, нет ли какого препятствия на пути.

– У нас в карьерах лис полно, бегают по пути, едят с рук, в кабину могут запрыгнуть и попозировать – сколько снимков с ними, – улыбается собеседник, и в глазах вспыхивают озорные чёртики. – А в прежние времена в сторону Волчьегорского рудника, когда там ещё оставались частные дома, на «железку» частенько забредали стада барашков, и приходилось останавливаться. Хоть остановка и нежелательна, но приходилось уступать таким пешеходам.  

Ветеран рассказывает, что такое вот душевное равновесие и любовь ко всему живому он обрёл не сразу, долго отходил от войны. Хотелось поскорее всё забыть, но вскакивал по ночам, порой «крышу сносило» – под руку не попадайся, и только со временем стал спокойным. А как в смятении чувств следовать по пути, никуда не сворачивая десятки лет? Не получится. Тут приказы не отдают, без самодисциплины никак.

Но всё же человеку хочется определённой степени свободы, не стесняющей других, личного пространства. Живя в небольшом доме размером с баню-палатку в Афганистане, он всегда мечтал о просторном жилье. А потому купил в ипотеку недостроенный двухэтажный особняк и в одиночку доводит его до ума, не позволяя жене лишний раз напрягаться. Выходные и праздники – в трудах. Осталось завести в дом газовое отопление, отделать внутри, и будет место для уединения и для большой компании. Мечтает созвать на новоселье сослуживцев разных лет, вспомнить былое и поднять, не чокаясь, бокалы.

Погибших они навещают на кладбище 27 апреля, в день Афганской революции, наводят порядок на могилах, говорят сухие, но важные слова. А накануне Дня вывода советских войск из Афганистана вместе с коллегой по цеху Робертом Хаметовым смели снег с городского памятника воинам-интернационалистам, очистили площадку для проведения митинга, где тоже прозвучали важные слова.

– Если у нас такие, кто говорит, что всё, за что мы воевали, было напрасно, но это не от большого ума, а с чужих слов песни, – говорит собеседник. – Пока мы были в Афганистане, в Советском Союзе терактов не было, наркоте путь был перекрыт, люди жили и спали спокойно. Союз стоял, войн не было между народами. Разве этого мало?

Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова



Этой дорогой для ветерана «Магнезита» Юрия Нигматова стала железнодорожная колея, а много лет назад – автомобильная трасса в горах Афганистана.
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum