M
Дата статьи: 23.01.2024
Николай Владимирович Степанов
Ветеран «Магнезита», председатель совета ветеранов цеха магнезитовых порошков №2 (ЦМП-2)
В 1969 году после окончания ГПТУ-71 Челябинска, получив специальность связиста, был призван в армию. После демобилизации приехал в Сатку и устроился в ДК «Магнезит». Заочно окончил Челябинское культпросветучилище по специальности «Дирижёр хора». В 1976 году перешёл электриком в ЦМП-2, где работал 40 лет – до выхода на заслуженный отдых в 2016 год. Имеет многочисленные награды за добросовестный труд и общественную деятельность. Вместе с супругой Надеждой Николаевной воспитал четверых детей. У Степановых четыре внучки, внук и правнук.
Поворот на завод
«Магнезиту» Николай Владимирович Степанов отдал ровно четыре десятилетия, задержавшись на 10 лет с выходом на пенсию, и все эти годы он трудился дежурным электриком на разных участках ЦМП-2: газоочистки, печном, дробильном. Что многих может удивить, на производство Н. В. Степанов пришёл из сферы культуры, отучившись на дирижёра-хоровика, что отвечало его природным вокальным данным. Но по этой профессии ему поработать так и не довелось. К моменту окончания Челябинского культурно-просветительского училища, куда он был принят благодаря таланту и не имея опыта музыкальной школы, Николай Владимирович успел жениться и обзавестись детьми. А зарплата работника культуры была весьма скромной, поэтому он оставил работу в отделе по связям с общественностью ДК «Магнезит» и переквалифицировался в электрика.
– Я ведь до этого уже поработал связистом, в конце 60-х годов проходил в Сатке практику от Челябинского ГПТУ-71 на предприятии «Промсвязьмонтаж», где мы тянули кабели и монтировали оборудование для радио и телевидения. А профессия электрика родственна стезе связиста, ведь и там, и там – провода, – шутит собеседник.
По сути, специальность электрика совершенно иная, она требует профильного образования. Но и тут Николай Степанов обошёлся без школярства, все навыки он получил на рабочем месте – от наставников. Своим учителем считает сменного мастера Николая Ивановича Сморчкова. А вот в ЦМП-2 его принял начальник цеха Юрий Владимирович Бельтюков, с которым он познакомился на концерте.
– Юрий Владимирович часто выступал в ДК «Магнезит», куда я устроился после службы в армии. Приняли меня в ДК без образования в сфере культуры, просто за то, что во время практики в училище я участвовал в художественной самодеятельности. Тогда и познакомились с Бельтюковым. Он прекрасно играл на баяне, пел, бас у него был великолепный. Хорошо меня зная, он и позвал в цех, когда моё семейное положение того потребовало. Вскоре, в силу пожилого возраста, он перестал выходить на сцену, а я тогда был молодым и, перейдя на производство, связей с самодеятельностью не порвал.
Многоголосье молодых
Пел молодой Николай Степанов в прославленном на всю округу ансамбле ДК «Магнезит» «Молодые голоса», которым в своё время руководил Виктор Евгеньевич Серебряков – музыкант, полностью потерявший зрение, но обладавший острым музыкальным чутьём. Он и принял начинающего вокалиста в коллектив, почуяв в нём талант.
– Мы порой забывали о том, что Виктор Евгеньевич был слепым, – вспоминает собеседник. – Жил он рядом с ДК, и дорогу на работу знал наизусть. Не видя кнопок, очень хорошо играл на баяне, мог подобрать любую мелодию и разложить её на голоса. Нас в ансамбле было примерно человек 15, по пять голосов на каждую из трёх партий, так что звучали мы мощно. Ездили с выступлениями агитбригады по всему Саткинскому району, по городам, по отделениям Айлинского совхоза, на различные конкурсы, откуда привозили дипломы участников и лауреатов. Даже по телевидению нас показывали в Златоусте. И в Сатку телевизионщики приезжали, чтобы нас запечатлеть. На съёмках губы подкрашивать заставляли мужиков, щёчки подрумянивать. А как иначе – без грима некрасиво.
Штатный Дедушка Мороз
Щёчки подрумянивать Николаю Владимировичу было не привыкать, ведь с молодости до зрелых лет в новогодние праздники он перевоплощается в Деда Мороза – практически неузнаваемого. И он не только внешность меняет при помощи костюма, парика и накладной бороды, но и голос. Говорит наш вокалист с лёгкой хрипотцой, поёт мягким и звучным лирическим баритоном, а сказочного персонажа наделяет утробным и протяжным голосом. Так что при первых его словах «здравствуйте, детишки», малышня верит, что добрый дедушка – волшебник, а не сосед дядя Коля.
– Меня на время проведения новогодних утренников во дворце освобождали от основной работы с сохранением среднего заработка, – вспоминает Николай Владимирович. – А какие были утренники! С хороводами вокруг огромной ёлки, которая в центре зала стояла. А сейчас ёлочку в угол поставят и выступают перед детьми. Сказки, конечно, увлекательные, современные. Но без хоровода всё равно не то. Да и я уже не тот. Трудновато стало по квартирам ходить, подниматься по лесенкам тяжело. Но четыре раза и в этом году «дедморозил»: был у соседей и у внука. А ещё второй год на утренник к ветеранам прихожу.
Куда, куда вы удалились?
Таким вопросом задаются в хоре ветеранов «Вдохновение» при ДК «Магнезит», которым руководит Татьяна Нихоношина. Ждут-пождут на репетиции и выступления замечательного вокалиста, а он не приходит. Вот мы и выяснили, в чём причина. Вовсе не потому, что народное пение – это немного не его, Степанову ближе академический вокал, любая ария ему даётся легко, хоть Ленского, хоть кого… Талант он и есть талант. Но вдруг стало недосуг. Во-первых, общественная работа, он ведь председатель в совете ветеранов родного цеха. Надо в дни рождения коллег поздравить, на мероприятия созвать, предупредить, что пора подарки от предприятия получать. И во-вторых… нет, пожалуй, ещё раз: во-первых…
– Сегодня с одной внучкой сижу, завтра со второй, послезавтра с внуком или правнуком, – объясняет свой отход от самодеятельности наш вокалист. – Время подходит к завершению творчества. Мне его хватило, и уважение, и слава была. А теперь надо с внуками поработать. С ними не просто, к каждому свой подход нужен. С внучкой у нас куклы, посуда, коляски, замки. Я её читать-писать заставляю, ей ведь пять лет, скоро в школу. А она мне: «Деда, давай в жмурки, в догонялки». Поиграли, а вот заставить кушать полезную еду – это кошмар. За весь день – полтарелки супа, а шоколадки, конфетки, жвачки, чипсы – за милую душу. Вот и воюем с вредной едой. А с внуком и правнуком у нас стрелялки, футбол, прямо в квартире голы забиваем. Мячик нетяжёлый, главное, технику безопасности соблюдать, цветы бабушкины не разбить.
«Курица не надо, Лада»
Бабушкой Николай Владимирович называет супругу Надежду Николаевну, с которой они прожили полвека: 8 сентября прошлого года отметили золотую свадьбу. А познакомились они в том самом ансамбле «Молодые голоса», когда ему было 20, а ей 19. Вот так и привела их песня в ЗАГС.
– Свадьба у нас была безалкогольная, – вспоминает супруг. – Собрали молодёжь, во дворце «Магнезит» столы поставили. Вот и 50 лет пролетело, не заметили как. Когда дети пошли, жена отошла от творчества, но понимала меня, когда задерживался на репетициях. На этой почве мы никогда не ругались.
Да и не может быть места раздорам в семье, где людей связала песня. Пусть не все Степановы увлекаются вокалом, но есть последователи. Внучка Вероника поёт и аккомпанирует на гитаре, учится в колледже культуры в Челябинске, который входит в состав Южно-Уральского государственного института искусств имени П. И. Чайковского. Шестилетний правнук Егор тоже подаёт успехи в пении. Пока что в застольных спевках.
– За столом в Новый год решили с правнуком спеть «Хмуриться не надо, Лада». Она одна из моих любимых, даже на телефоне у меня стоит в качестве рингтона. А он и выдал: «Курица не надо, Лада». А что поделаешь, как слышится, так и поётся. Вот и некоторые современные песни вполне понятны, а некоторые, как ни старайся, ничего не разберёшь. В хорошей песне не только мелодия, но и слова важны, а теперь содержание отходит на задний план, – сетует собеседник. – Раньше был «наклон» в сторону патриотизма. Много было песен хороших, к примеру, «С чего начинается Родина». Лирические. Про Сатку есть песня хорошая, с бабушками пел её в ансамбле «Вдохновение». Может, и ещё споём, время покажет.
Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова
Песня привела ветерана Николая Степанова и на сцену, и в ЗАГС, и на «Магнезит», и даже в сказку. Об этом – наша история.
Куда приводит песня?