Афиша
Магнезитовец
КонтактыАрхив выпусковГлавная

Корпоративное издание Группы Магнезит

Доска почета наставников
background
Ветерана «Магнезита» Александра Николаевича Левченко можно по праву назвать активным долгожителем. В свой 90-летний юбилей, имея за плечами богатейшую на дела и события биографию, он остаётся интересным собеседником, запойным книгочеем, заядлым бильярдистом, неисправимым оптимистом и просто человеком, очарованным этим миром и людьми. Всю свою жизнь, меняя ипостаси от ремесленных до творческих и руководящих, он пребывает, выражаясь фигурально, в седле и на рысях. Возможно, благодаря этому, и сейчас, в солидном возрасте, на ногах, хоть и с тросточкой.

Александр Николаевич Левченко
Ветеран «Магнезита»

Горняк, спасатель, авиатор, журналист, печатавшийся под псевдонимом «Швец». А ещё комсомольский и партийный вожак, лектор, депутат. В разные годы работал на предприятии слесарем ЖКО, мастером на руднике, замещал председателя профкома и секретаря парткома, руководил службой охраны труда, а перед уходом на заслуженный отдых успел потрудиться пресс-секретарём. Выпускник Саткинского горно-керамического колледжа и заочной Высшей партийной школы в Челябинске. После техникума был командиром отделения военизированной горноспасательной части в Бакальском рудоуправлении (ВГСЧ) и горным мастером. В армии был бортмехаником, служил в правительственном полку на самолёте Георгия Жукова. После вернулся на рудник Иркускан горным мастером. В конце 1950-х годов был избран секретарем Саткинского горкома комсомола. Имеет богатый журналистский опыт. В начале 60-х годов был собкором областной газеты «Челябинский рабочий», а в 1970-90-е годы работал заместителем редактора «Саткинского рабочего», корреспондентом газеты «Казахстанская правда» и редактором отдела в журнале «Народное хозяйство Казахстана», позже переименованном в «Казахстан: экономика и жизнь». Автор-составитель книги «100 лет Магнезиту». Кавалер ордена «Знак Почёта» и медали «Победитель социалистического соревнования». Имеет дочь, внука и двух правнуков.

На коне и под конём

– Не с тросточкой, с батогом, – поправляет Левченко, встречая у запертой на ключ калитки своего деревянного двухэтажного дома. – Нога побаливает, сустав выбит, но лишь бы хуже не было.

И тут же поясняет казусную ситуацию:

– Пошёл в магазин и взял не те ключи. А калитку захлопнул. И теперь надо кого-то крепкого просить, чтоб перемахнул через забор и отпер дверь с той стороны. Мне-то с одной здоровой ногой не стоит и пытаться.

В ожидании помощника обсуждаем концепцию будущего очерка. В ответ на предложенную формулу его активного долголетия «быть всегда на коне» Левченко согласно кивает, мол, так и есть, жизнь – это гонка, скачки. А ещё велосипед. Бросишь крутить педали, свалишься в кювет. И тут же обращает всё в шутку:

– Не только на коне, бывало и на ишаке – в детстве, в Казахстане.

А, бывало, и под конём – железным, с резиновыми «копытами». Потому и колено «огрызается» острой болью, если забыть о компрессионной повязке и перенести вес со здоровой ноги на повреждённую. Случилось это в возрасте 80+.

– Стою у калитки, к которой меня тот железный конь и притиснул, – вспоминает ветеран. – Водитель пьяный был «в доску». Пальчиками держался за руль, а голова свисала к полу. Мой сосед этот случай видел со стороны и описывал так: «Идёт Николаич к своему дому, а за ним машина мчится – без водителя». Мне ещё повезло, что с ним рядом женщина сидела, тоже навеселе, но у неё хотя бы глаза смотрели. Она в последний момент меня увидела и дико завизжала. «Лихач» каким-то шестым чувством успел нажать на тормоз. Если бы не этот визг, он бы меня всего впечатал в мою дверь. А так только нога пострадала, хирург сказал, мениск порван.

Вот так – «могло быть хуже» – рассуждает о беде только настоящий оптимист, каковым по жизни и является Александр Николаевич. А потому и уныние от неприятностей ему не грозит. На то они и даны, чтоб их преодолевать и становиться сильнее.

Как слово зрело

Поговорили о пережитом, о людях, о прочем житейском. Беседовать с Левченко всё равно, что умную книжку читать. Александр Николаевич очень остро чувствует слово, умеет говорить не штампами, а интересно, с перчинкой и неожиданной философской подачей. Этот талант рассказчика и аналитика не пропал в нём даром, у него завидный журналистский опыт. Взять одну только стезю собкора региональной газеты «Челябинский рабочий», которая всегда вбирала в себя кадровые сливки со всего региона, и станет ясно, какой талант ему отмерен. А ведь ни филологического, ни журналистского образования у Левченко нет. Откуда ж у него этот дар словосложения? Без сомнения, от любви и привычки к чтению. Он и сам признаётся, что книгочей и книголюб.

– Было мне 5 лет, когда отец меня в библиотеку записал, – вспоминает Александр Николаевич. – А читать никто не учил толком. Представь себе, мне мама показала, как некоторые слова складывать, а дальше уже я сам развил способности к чтению. Помню, в библиотеке была вертушка с книгами. Я крутил её и сам выбирал. Просил библиотекаря: дай побольше, готов был целую стопку домой утащить. А она мне: хватит, ещё придешь. Поэтому в библиотеку я частил. Глотал книжки. И меня в связи этим в первый класс приняли на год раньше.

Магия зелёного сукна

В мае нынешнего года в Сатке прошёл турнир среди ветеранов по бильярду. Александр Николаевич был на этом состязании самым опытным игроком. А ведь загонять шары в лузы не так-то просто. Надо иметь чёткую координацию движений и безотказное чувство меры, основанное на знании законов физики и интуиции. И на опыте, конечно же.

– Играть в бильярд я начал примерно в 1947-48 годах, в возрасте 14-15 лет, в старом клубе «Магнезит», что находился на повороте дороги из города в сторону Сулеи, – вспоминает собеседник. – Опыт мне передал Николай Кадомский – фронтовик, вернувшийся с войны без ноги, а играл он при этом почти профессионально. Позже в армейской части, куда меня призвали, тоже был бильярдный стол, и как-то ко мне с просьбой научить играть обратился Юрий Власов – будущий олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике. Для меня и сейчас бильярд – огромное удовольствие, играя, получаю заряд бодрости и раскрытие всех «чакр». Спасибо огромное Александру Фишеру. Садит меня в свою «тачку» и возит на турниры. И домой обратно доставит. На этот раз раньше времени меня отвёз – нога заныла. Молодец!  При этом порядочный, замечательный парень! Личность!

Замечательные люди

Говорят, общество устроено так, что каждый человек может быть знаком с великой личностью через три рукопожатия. Так вот, если вы знакомы с Левченко, это число сократится до двух. Ему во время службы в армии сам маршал Победы Жуков руку пожал, после чего Левченко шутил, что мыть её теперь ни за что не будет. Там же, в части, где он служил авиамехаником на самолёте ИЛ-14 № 007, закреплённом за Георгием Константиновичем, будучи секретарём комсомольской организации, он организовал множество встреч с прославленными гражданами нашей страны. Среди них были композитор Анатолий Новиков, певица Лидия Русланова, герой гражданской войны соратник С. М. Будённого Ока Городовиков, олимпийский чемпион Юрий Власов, легендарный лётчик Алексей Маресьев – прототип героя повести Бориса Полевого. Откликнулся на приглашение и земляк, машинист экскаватора из города Бакала Иван Кутузов – заходил, когда участвовал в работе сессии КПСС, заодно помог организовать посещение Оружейной палаты Московского Кремля. А сколько личностей встретилось ему на пути в силу журналистской профессии!

Замечательный человек! Личность! Так Левченко говорит не только о людях, чьи заслуги признаны в масштабе страны, региона или города, он привык так отзываться о тех, кто рядом – коллегах по работе, родных, знакомых, соседях. Именно так он сказал про слесаря Григория Нажипова, который ему газовый котёл в доме установил, и которого весь город знает, как большого умельца, что котлами в жилом секторе занимается. Уникальной личностью и человеком высшей степени деликатности называет бывшего директора «Магнезита» Николая Фёдоровича Бугаёва, с которым тесно общался, не раз останавливался в его московской квартире и проводил в воспоминаниях до утра. С большой благодарностью упоминает наставника из своей юности Ивана Алексеевича Ермакова, который, будучи начальником ЖКО «Магнезита», принял Александра Николаевича учеником слесаря-сантехника на работу. Там он подружился с пленным немцем, вернее, австрийцем, о котором тоже с теплотой вспоминает.

– Я с пленными немцами подружился в 1947 году, поскольку был с ними родственной профессии, – вспоминает собеседник. – Они дома строили, к которым я коммуникации подводил. На работу с Соломитного посёлка строем ходили под охраной одного солдата с винтовкой-трёхлинейкой. А их офицеры командовали – шаг чеканить. Местом работы был бывший Сталинский посёлок, где руками пленных возводились двухэтажные кирпичные дома. Они до сих пор стоят. Это там же, где был клуб «Магнезит». Помню, когда 2-е общежитие построили на улице Орджоникидзе, был большой праздник. Там я и познакомился с одним австрияком, ему лет 16 было – старше меня года на два. Мы подружились, он даже домой ко мне приходил. Говорил он по-русски, хоть и с акцентом. Звали его Курт, а фамилии не принято было упоминать. Парень был мастеровой, владел столярным делом. Он мне подарок сделал: выточил на токарном станке рамку для фото. Я в ней всю жизнь менял фотокарточки по мере старения. Хороший парень был, а мобилизовали его насильно в «Гитлерюгенд». Кстати, провожал его домой до станции Бердяуш. Ему тогда уже 19 стукнуло.

– А вы ему что-то подарили?

– Мне нечего было дарить, мы бедные были, как церковные мыши, жили в бараке. Мать в сушильно-печном цехе работала, а отец в шахтном – на старом заводе, где из шахтных печей вручную выгребали обожжённый магнезит.

Куча времени

Тут как раз ещё один замечательный человек мимо проходил – едва знакомый. Перелез через забор и отпёр калитку. По лестнице поднимаемся наверх, на второй этаж, где хранятся архивные материалы.

– Вывалил всё бессистемно, – как бы оправдывается хозяин дома, указывая на археологические слои проживаемой эпохи.

На столе – куча газетных вырезок, фотографий, рукописей. В том числе, про военное детство, что провёл у бабушки в Казахстане, где штаны из шинельного сукна носил, где рыбу ловил леской из конских хвостов и где длинный, костлявый немец по прозвищу Пук муку молол – «мягкую, как пук». Там же повзрослел раньше времени, стал опорой для матери в домашних делах. Летом в колхозе верхом на коне возил волокуши с сеном, зерно на склад, скирдовал. Вот тогда, наверное, и задался жизненный темп и порядок. Не тот, что на столе, перетасованный, как информационный хаос.

Разложить бы документы в хронологическом порядке, событие за событием, один жизненный отрезок за другим. Но это скучный и утомительный подход. Всё и так в голове. Потому и не ложится такой порядок на душу, что жизнь вне времени. У неё свои законы – принципы жизненные, и один из первейших – возлюби ближнего своего... Прими его, как свою собственную данность, и вернётся тебе сторицей – и по большому счёту в виде молодости души, и в бытовых мелочах. Тем более, если принцип этот «возлюби» предполагает действие – помоги и поддержи. Вот и хозяину дома к юбилею помощь от «Магнезита» подоспеет.

– У меня колодец обветшал, где аппаратура стоит для артезианской скважины, – объясняет хозяин дома. – Водичка у меня подземная, 38 метров. Горняки с Волчьей горы помогли. Обустроили и дом, и гараж. Но нужен ремонт – крышку сгнившую поменять. Только сообщил об этом руководству компании, приезжает начальник наших стариков (цеха «Ветеран» – ред.) Юрий Шумков. Посмотрел и говорит: «Давай металлическую поставим, и надолго хватит». Почему бы и нет? У меня ведь ещё куча времени!

Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова
Очарованный миром
Дата статьи: 28.08.2023
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum