Корпоративное издание Группы Магнезит

КонтактыАфишаАрхив выпусков
Магнезитовец
Главная
background
До идеального результата
Шлифовщик-резчик огнеупорных изделий Эдуард Гильманов удостоен почётного знака «Отличник качества». Награда была вручена в конце прошлого года по итогам конкурса «100 лучших товаров России», лауреатом которого стала Группа Магнезит .

В одной из конкурсных категорий дипломом отмечены хромитопериклазовые огнеупоры марки ХПП-1, к выпуску которых Эдуард имеет самое прямое отношение. С первых шагов в освоении производства этих изделий он обеспечивает их идеальное прилегание в футеровке вакууматора – технологической установки для обработки жидкой стали вакуумом с целью уменьшения в ней содержания газов и неметаллических включений.


На «Магнезит» Эдуард пришёл в 2001 году после службы в армии. Освоив несколько рабочих специальностей, трудился в разных цехах. В июле 2013 года отмечен Благодарностью Законодательного Собрания Челябинской области.

Новизна на участке

Участок шлифовки департамента по производству изделий (ДПИ), на котором трудится Эдуард Гильманов, относительно новый, он пущен в эксплуатацию чуть более двух лет назад. Здесь был создан современный шлифовальный комплекс, предназначенный для высокоточной «огранки» изделий на основе плавленого периклаза и периклазохромита премиальной линейки «Русский Магнезит», применяемых в чёрной и цветной металлургии. Наряду с двумя станками Wassmer, перенесёнными с другого участка, была с нуля смонтирована новая шлифовальная станция той же марки, но более современная, оснащённая автоматизированным управлением.

В помещении созданы комфортные условия для работы: тепло, светло, правда, очень шумно. Ведь прочнейшие огнеупорные изделия здесь шлифуются с помощью крепчайшего алмазного абразива. Отсюда и пронзительный звук. Поэтому в обычную экипировку шлифовщика-резчика входят защитные очки и звукоизолирующие наушники. А респиратор не требуется, поскольку пылевидные частицы полностью удаляются из рабочей зоны мощной аспирацией, установленной у каждого станка и станции.

Пол здесь гладкий, чистый, как в кабинете, его не только пылесосят, но и моют специальной машиной. На полу всё заставлено металлическими поддонами, а на них – круглые «колодцы» и кольца диаметром около полутора метров, собранные из секторов. Это и есть вакууматоры в полном сборе или в начальной стадии сборки, а правильнее сказать, стендирования.

Автоматика под присмотром

Шлифовщик снимает очередной сектор с рольганга (роликового конвейера), измеряет его электронным штангенциркулем и ставит в кольцо на поддоне в соответствие с чертежом. В это время его напарник, осмотрев следующее изделие на наличие сколов и трещин, ставит в зажим на станине, и оно отправляется на обработку. Так обеспечивается непрерывность процесса. Все четыре грани сектора (верх, низ и две боковины), примыкающие друг к другу в футеровке, шлифуются последовательно на четырёх шлифовальных кругах. От этапа к этапу изделие переворачивает и перекладывает кантователь. Таким образом, автоматизирован весь процесс от подачи до выгрузки изделия. Шлифовщик-резчик, он же оператор, самостоятельно задаёт параметры в компьютерную программу.

- Вначале задаю геометрию, – поясняет Эдуард Гильманов. – Автоматика позволяет настроить станцию на определённый типоразмер изделий (можно шлифовать огнеупоры с длиной обрабатываемой поверхности от 100 до 500 мм). При задании параметров важно учитывать и степень износа зубьев. Компьютер ведь не знает, насколько сточился зуб. Если изделие в процессе обработки не достаточно отшлифовано, корректируешь значение износа шлифующего сегмента. На новой станции обработка очень точная. По сравнению со старыми шлифовальными станками, допуск уменьшился с 0,5 до 0,3 мм. При обработке на старых станках изделиям требовалась дополнительная подгонка, а теперь всё шлифуется идеально.

- Раз всё идеально, вы в наушниках можете музыку включить? – задаю провокационный вопрос.

- Нельзя нам музыку слушать. По звуку оборудования мы определяем его состояние. Бывает, более твёрдый материал в обработке, скорость поменять нужно, чтоб спокойнее точилось. Также, если огнеупор имеет большую толщину, скорость надо уменьшить, а если тоньше, оборотов можно добавить. Скорость при этом можно менять на ходу, не останавливая цикл.

Коллективный фактор

В смене Эдуарда Гильманова работают четыре шлифовщика, при этом двое – на станции, и по одному – на станках. При работе на станках старого образца требуется несколько иной подход, здесь так называемый «человеческий фактор» проявляется по-другому. На этом оборудовании можно обработать  за один прогон только одну грань огнеупора, соответственно, каждое изделие требует повторной обработки. На новой станции к сборке вакууматора приступают сразу же после шлифовки, минуя этап дополнительной подгонки. А на станках старого образца  нет возможности точно выставить угол шлифовки изделия. Поэтому приходится прогонять огнеупоры изделия по нескольку раз, добиваясь необходимых параметров с помощью корректировки настроек. На это, как и на перенастройку под другой типоразмер, уходит лишнее время. И в целом выходит, что новая станция более производительна за счёт непрерывности и точности процесса. Если на старых станках за смену можно обработать три полных кольца и одно неполное, то на новой станции за то же время – 5-6 колец в полном сборе. С учётом этих факторов, члены бригады оказываются в несколько неравных условиях относительно выработки.

Помимо шлифовки и сборки на стенде, бригада выполняет и другие операции. Шлифовщики сами подвозят на погрузчике очередные партии изделий, складированных на деревянные поддоны, после приёмки контролёром упаковывают готовую продукцию, прокладывая её гофрокартоном и стягивая металлической лентой, и отвозят на склад. К концу смены один может справиться с заданием и освободиться, а другому ещё предстоит упаковка. Но срабатывает коллективный фактор.

 - Если я закончил первым, иду и помогаю. Вижу, что изделия у кого-то закончились, возьму и подвезу. Если кто-то не успевает продукцию упаковать, тоже могу помочь. Всё закончили и дружно пошли домой. А если я не успеваю, мне на помощь придут. Взаимовыручка должна быть. Коллектив у нас дружный – молодёжь. У всех дети, общие темы. Всё знаем друг о друге. Когда коллектив спаянный, и работать легче, настроение всегда на высоте, на работу идти хочется.

И руководство у нас отличное. Наш директор департамента Александр Лаптев всегда приходит, спрашивает, какие проблемы, как дела идут. Если что-то не так, он разберётся, исправит ситуацию. Он ещё в службе инжиниринга трудился, когда начали разрабатывать вакууматоры, ездил на предприятия, о тонкостях технологии рассказывал, пояснял, для чего нужна идеальная подгонка сегментов в этой установке. Вакууматор состоит из трёх слоёв: снаружи металлический кожух, затем наша футеровка, а поверх неё – бетонное покрытие. Бетон, который с металлом соприкасается, пористый, он прогореть может, а наша броня непробиваемой должна быть.

Поддержать выбор

Принцип поддержки Эдуард применяет и в воспитании детей, причём, считает, что маленький человек имеет право на свободный выбор. У него двое сыновей: старшему Родиону 12 лет, младшему Роберту 8. Когда родился первенец, родители начали его развивать, купили конструкторы, которые он предпочитал другим игрушкам. С этим они угадали. Планировали, как подрастёт, отдать в спортивную секцию по его выбору. Родион решил ходить на каратэ. А потом взял и поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Родители не заставляли, не отводили сына за ручку, а просто поддержали.

-  Нравятся ему Моцарт, Бах. Сам выбрал классику. Для занятий купили фортепиано.  Учится в физико-математическом классе, в 14-й школе, знает и химию, и физику, и гуманитарные науки. Круглый отличник, и я этим горжусь.

А ещё проекты научные пишет. Во втором классе подходит и говорит: я тему исследования выбрал «Самодельный ультрафиолет».  Пришлось литературу читать по этой теме. Сделали ультрафиолетовую лампу. С этой работой Родион выиграл школьный и районный конкурсы научно-исследовательских работ по физике. А младший Роберт совсем другой, хорошо с молотками и топорами управляется. Рисовать любит, лепить из пластилина. Сказал, инженером буду.

На детей давить нечего. Ребёнок должен сам выбрать, чем заниматься. Чем больше выбор, тем больше перспектив. И всё лучшее впереди. Я сам высшее образование не успел получить, нет на это времени, вкладываюсь в детей. Каждое лето с палатками всей семьёй едем отдыхать на природу. На ближайшие озёра и реки - Ай, на Увильды, на Тургояк. Пусть у детей хорошее в памяти останется. На берегу порыбачим, уху сварим. Прививаю детям бережное отношение к природе. Всё за собой убираем и вывозим в мешках. Если после кого-то мусор остался, я предлагаю: дети, давайте и это соберём. Приятно ведь, когда чистота, костровище камушками выложено.  Поймал как-то за руку сплавщиков, которые на берегу пакет с  мусором оставили. Подсказал, что ниже по течению будут контейнеры. Всем известно, что на любой туристической стоянке есть «мусорка». Отходы в пакет сложили и выбросили в отведённом месте. Природа есть природа, надо её беречь.

Другие о нём

– Эдуард Гильманов стоял у истоков освоения производства изделий марки ХПП-1 для стендовой сборки вакууматоров, внедрил способы обработки при шлифовке, снижающие дефективность и увеличивающие качество продукции, – говорит начальник участка обжига огнеупорных изделий Евгений Лобачёв. – В короткий срок освоил процесс шлифовки изделий на новом оборудовании, владеет знанием технологии и схем сборки, имеет навыки регулировки и обслуживания оборудования. Работа любой сложности ему по плечу, трудится он с полной отдачей и ответственностью, обеспечивая высокое качество и производительность. Уравновешенный, коммуникабельный, пользуется заслуженным уважением в коллективе, всегда готов прийти на помощь товарищам по работе. Не уйдёт со смены, пока бригада не выполнит производственное задание.

Наталья УФИМЦЕВА

Благодарим за фото Василия Максимова



Вакууматор – технологическая установка для вакуумирования стали, то есть обработки жидкой стали вакуумом с целью улучшения её качества за счет уменьшения в ней содержания газов (водорода, кислорода) и неметаллических включений. Вакуум-кислородное обезуглероживание стали – обработка жидкой стали вакуумом с одновременной продувкой жидкого металла кислородом для снижения содержания углерода (менее 0,05%). Основные способы вакуумирования стали: в ковше одновременно всего объёма металла, в ковше порциями, а также при выпуске и разливке.
Дата статьи: 24.01.2023