Архив выпусковГлавная
Магнезитовец
Афиша

Корпоративное издание Группы Магнезит

Контакты
background
Дата статьи: 24.04.2023
В преддверии Дня Победы возобновляем рубрику «Моему герою посвящается» и приглашаем всех желающих рассказать о родных — участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
«Моему герою посвящается». Защитник Сталинграда

Сегодня о своем отце, ветеране «Магнезита», участнике Сталинградской битвы Халиме Галимовиче Байтуллине вспоминают его дочери Людмила Байтуллина и Любовь Кузьменко.

Халим Галимович родился и жил в Салаватском районе Башкирии. 18 июня 1941 года он сдал последний школьный экзамен. А спустя два дня вышел в свою первую рабочую смену на Уральском бокситовом руднике. И тут – война... В конце сентября 1941 года юношу вызвали в военкомат. Встал на воинский учёт и остался дома до особого распоряжения. Повестка о призыве в армию пришла 8 января 1942 года.

– Распределение призывников было в Уфе, папе присвоили звание младшего сержанта пехоты и направили в 788-й стрелковый полк 214-й дивизии. А уже в июле, только научившись держать оружие в руках, он попал в Сталинград. 22-го числа принял с товарищами первый бой – за Волгой. Следующей ночью они переправились на левый берег, заняли оборону. Полк, в котором был папа, должен был помогать нашим бойцам принимать раненых и переправлять их в тыл. Папа вспоминал, как однажды ему пришлось вытаскивать с поля боя раненого комиссара батальона. Он нес его на себе до самого штаба. Комиссар в благодарность отдал папе свою Красную Звезду, сказал: «Носите за мое здоровье», а через две недели умер в госпитале, – говорит Людмила Халимовна.

Позже в одном из боев Халим Галимович сам получил тяжелое ранение в голову, попал в госпиталь. Когда стал выздоравливать, работал экспедитором, возил продукты. Но вскоре вместе с другими офицерами сбежал из лазарета и продолжил службу в составе 10-й Гвардейской стрелковой дивизии Донского фронта, в последствии переименованного в Центральный. Участвовал в обороне, а затем и освобождении Сталинграда.

– 2 февраля 1943 года бои закончились. Начали вывозить пленных. А их тысячи. Сразу всех не вывезти. Приходилось охранять. Папа стоял на охране немецкого военачальника Паулюса. Рассказывал такой случай: как-то генерал Рокоссовский, командующий Донским фронтом, сказал, что Паулюсу нужно побриться, и предложил прислать кого-то из солдат. Паулюс понял, что ему не доверяют и сказал, что сам побреется, не зарежется, – продолжает рассказ Любовь Халимовна.

В 1943 году Х. Г. Байтуллину довелось принять участие ещё в одном историческом сражении – Орловско-Курской битве. Здесь он получил очередное ранение в голову. В 1944 году после излечения был уволен в запас и переведен в штат сотрудников НКВД. Прошел курсы контрразведки и был назначен оперуполномоченным уголовного розыска сначала в Башкирии, затем в Молдавии – боролся с местными бандформированиями. Война для него закончилась в июне 1945 года, когда его комиссовали.

Халим Галимович Байтуллин награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда».

В 1946 году Х. Г. Байтуллин приехал в Сатку, устроился на «Магнезит», где около 50 лет работал инспектором жилфонда, начальником караула охраны предприятия, диспетчером ГЖДЦ.

– Папа оставил после себя только светлые воспоминания. Он был хорошим семьянином, никогда не шел на конфликт, был доброжелательным и учил этому нас, своих детей. До сих пор мы живем дружно, держимся друг за друга. Не помню, чтобы хоть раз он повысил голос или нагрубил кому-то. Обладал хорошим чувством юмора. Особенно шутил в моменты, когда ему было плохо. Не любил перекладывать свои проблемы на других, – вспоминает Любовь Кузьменко.

Подготовила Ксения Максимова
Фото из архивов редакции и семьи Байтуллиных


Создано на Craftum