Магнезитовец

Корпоративное издание Группы Магнезит

КонтактыАфиша
Архив выпусковГлавная
background
Сегодня в музее «Магнезит» состоялось открытие фотовыставки «Арктика» советского и российского фотографа Владислава Микоши. Вторая экспозиция работ этого же автора – «Машина времени. Цвет. 1930–1970-е» – представлена во дворце культуры «Магнезит».

Выставочный «дуэт», раскрывающий особенности творчества легендарного мастера документальной фотографии, кино- и фотооператора, фотокорреспондента, представлен Мультимедиа Арт Музеем (Москва).

– Владислав Микоша родился в 1909 году. Всю свою жизнь он занимался кинохроникой, снимал самые важные события для нашей страны, прошел Великую Отечественную войну, много снимал за границей – в Китае, Индонезии, Польше, Америке, – отметила на открытии экспозиции Диана Гурова, специалист Мультимедиа Арт Музея. – На выставке «Арктика» представлена лишь маленькая часть его довоенных съемок, материала очень много. Основную часть здесь занимают кадры спасения челюскинцев, в котором он принимал участие и параллельно писал для газеты о том, как это происходило.

Выставка «Арктика» знакомит зрителей с серией черно-белых документальных фотографий. Она посвящена трём уникальным событиям: прилет дирижабля «Граф Цеппелин» в Ленинград 25 июля 1931 года; экспедиция по спасению челюскинцев на пароходе «Смоленск» в феврале-июне 1934 года; проводы воздушной экспедиции на Северный полюс (СП-1) 21 марта 1937 года. Эти фотоистории объединены не только работой и взглядом одного автора, их единит особый эмоциональный накал каждого «сюжета», а также общие персонажи и событийная ценность происходящего.

– Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью Временных лет», – цитирует Владислава Микошу аннотация к выставке.

Дополняет выставку фильм, созданный на основе его кинохроники, начиная с первого Парада Победы и заканчивая поствоенными кадрами, в том числе снятыми за границей.

Организаторы экспозиции отмечают, что о знаменитом фотографе, операторе, фотокорреспонденте написано много. А вот о его творчестве – гораздо меньше, поскольку «слишком затмевала его сама фигура Микоши. Цельный, не идущий на компромиссы с собой и окружающим миром, не отделяющий себя от дела своей жизни. Он будто бы сам оживший герой советского фильма».

Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в руках кинокамеру и фотоаппарат, оставив после себя огромное количество свидетельств непростой эпохи: репортажи с фронта, съемки для журналов «Огонёк» и «Вокруг света», портреты политиков и деятелей культуры. Он – автор знаменитых кадров обороны Севастополя и освобождения Варшавы, встречи Сталина с Мао и Хрущева с Кеннеди и отражающих много других исторически знаковых событий.

В послевоенные годы цвет в его творчестве значительно потеснил черно-белое изображение. Кстати, цветной фотографией в СССР Микоша начал заниматься одним из первых. Двадцатиминутный цветной фильм о Параде Победы на Красной Площади, большие фотографические серии в цвете о послевоенной Москве и Ленинграде, Крыме и Кавказе, Китае (1949–1950), Индонезии (1955), Бирме (1956), Тбилиси (1951), выпущенная еще в 1940-м ко Всесоюзной сельскохозяйственной выставке серия цветных марок – этот список можно продолжать ещё долго. Не удивительно, что экспозиции вместили в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши.

«Это лишь начало «открытия» данного автора, в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути», – отмечают организаторы. А продолжить «путешествие» по пути фотохудожника можно на второй выставке – «Машина времени. Цвет. 1930–1970-е», которая начала работу сегодня во дворце культуры «Магнезит». На ней представлены цветные фотографии Москвы, сделанные Владиславом Микошей в указанный период времени. На фото- и кинокадрах – жизнь столицы, которая предстает перед нами во всей палитре эмоций и жизненных перипетий.

Новые выставочные проекты стали продолжением сотрудничества Мультимедиа Арт Музея и фонда «Собрание» и организованы при поддержке администрации Саткинского района, музея «Магнезит» и ДК «Магнезит». Экспозиция в музее работает по 28 мая, во дворце культуры – по 3 июня. Вход свободный.

Анна Филиппова
Благодарим за фото Василия Максимова
, фоторепортаж

Фотохроника как машина времени
Дата статьи: 24.03.2023