Экспозиция «Мысли. Образы. Пейзаж» известного саткинского акварелиста Валерия Уланова помогла зрителям проникнуться воздушностью картин художника. Затем гости просмотрели работы Стеллы Реан, после чего виртуально перенеслись в другое время.
Мероприятие прошло в сопровождении экскурсовода Ольги Брагиной. Изначальной целью культурной программы ветеранов было знакомство с творчеством коллеги по «Магнезиту» Валерия Уланова. На выставке представлены его городские, сельские и природные пейзажи – как цветные, выполненные акварелью и маслом, так и монохромные, созданные с помощью графических материалов.
При входе в зал посетители попали в осязаемые потоки воздуха, которым наполнены картины Валерия Геннадьевича. Удивительно то, что взмахом кисти художник может передать температуру и влажность воздуха, время года и суток. Глядя на его работы, ощущаешь пушистость снега и колкость инея, хрупкость первого ледка на лужах, звон морозного дня и текучее ускользание вечера. Волшебство, да и только! Эти маленькие «окошки в миры», в отличие от больших полотен, воспринимаемых на расстоянии, надо рассматривать вблизи. Стоит подойти, и уже дышишь иным воздухом.
Многих зрителей, помимо эстетических ощущений, озаряет узнавание. Вот башня и дома рядом — вроде бы это возле МЧС, вот Карга, вот другая окраина города… Художник признаёт с лёгкой иронией: да, его пейзажи выполнены с натуры и познавательны «где-то, как-то, в чём-то». Но основная ценность его работ всё же художественная, состоящая в искусстве дарить зрителю мгновения. Секрет неповторимости этих моментов, не в последнюю очередь, в том, что Валерий Уланов пишет не с натуры, часами сидя на пленэре, когда солнце движется, а светотени меняются и ускользают. Он воспроизводит запечатлённое в памяти мгновение света и тени, иногда удерживая его долгими месяцами в ожидании профессионального окна (он — главный художник в ДК «Строитель»).
— Мы Валеру знаем давно, и биография его у нас на слуху. Когда переехал из Челябинска в Сатку, начинал у нас дробильщиком, в 90-е годы вёл группу оформителей в профтехучилище №69, позже работал художником сцены в ДК «Магнезит». Словом, наш человек, и картины его нами любимы. Все работы нежные, прозрачные, свежие. Мне особенно понравился зимний пейзаж, где всё припорошено инеем, как будто покрыто кружевами. От выставки получили огромное удовольствие, увидели много нового, а, может быть, старое по-новому восприняли, — делится впечатлением заместитель председателя совета ветеранов «Магнезита» Тамара Баранова.
После знакомства с творчеством Валерия Уланова ветеранов пригласили во второй зал, где представлена экспозиция столичной художницы Стеллы Реан. Лаконичные натюрморты маслом с цветами и фруктами, как бы увеличенными линзой оптического прибора, здесь соседствуют с многоцветными абстрактными изображениями, напоминающими структуру минералов — они выполнены в технике жидкого акрила (флюид-арта). Контрастные по жанру картины, перекликаясь колоритом, создают многозвучный видеоряд. А соседство экспозиций двух художников проводит параллель между такими разными текучестями акварели и акрила. Работы, выполненные в первой технике, возносят зрителя в воздушные сферы пейзажного жанра. Во второй - погружают в первородные аморфно-жидкостные субстанции, где слияние и разделение цветовых линий и пятен стирает грань между абстрактной живописью и декоративно-прикладным искусством. Но как же завораживают эти узоры!
Стелла Реан вовлекает зрителя в сотворчество и предлагает ему головоломку. В первом случае надо придумать название одной из работ, стоящей на мольберте. На картине изображён некий цветок в виде распухшего от множества лепестков тюльпана бордового цвета. «Зрелость» – так назвала картину секретарь совета ветеранов «Магнезита» Марина Грачёва. А в другом случае можно поучаствовать в мини-квесте, отыскивая на большом сборном полотне элементы других картин. Полезное и увлекательное упражнение, тренирующее насмотренность!
После экскурсий ветераны приняли предложение экскурсовода пройти в виртуальный «Русский музей» и перенеслись в Елизаветинское время — посмотрели научно-популярный фильм о реставрации портрета Елизаветы I, написанного придворным художником герцогов Вюртембергских, хранителем галереи в Людвигсбурге Георгом Кристофом Гроотом. Он прибыл в Санкт-Петербург в 1741 году и заключил двухгодичный договор о службе при царском дворе, а через год после дворцового переворота принёс присягу о российском подданстве новой императрице Елизавете Петровне. Такие были времена!
Заключительной точкой дня стал восклицательный знак в отзыве, который от лица всей делегации написала бывший преподаватель русского языка и литературы Лидия Михайловна Иванова.
Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова,
фоторепортажВоздух пространств и времён
M
Дата статьи: 13.11.2024
Ветераны «Магнезита» посетили выставки в Центре культурных инициатив Сатки.