Художник, скульптор, историк, постановщик балетных и драматических спектаклей Михаил Шемякин и его коллеги встретились с жителями Саткинского района и рассказали о конкурсе «Рука в искусстве», который проводится при поддержке Группы Магнезит.
Встреча состоялась 7 октября в общественном креативном пространстве «Арт-Сатка» в формате пресс-конференции. Михаил Михайлович общался с аудиторией по видеосвязи, а в Сатку приехали генеральный директор Центра Михаила Шемякина, кандидат искусствоведческих наук Ольга Сазонова и руководитель пиар-службы Центра Екатерина Топлер. Они рассказали о конкурсе и ответили на вопросы присутствующих.
? Михаил Михайлович, скажите, пожалуйста, какое место занимает тема «Рука» в Вашем исследовании и какие работы Вы ждёте от участников конкурса? – задаёт первый вопрос Екатерина Топлер.– Эта тема одна из важнейших в моём исследовании, которое я веду уже 60 лет. Руке уделяется большое внимание с древних времён, мастера разных стран, разных национальностей создавали произведения, отображающие руку. И такие работы настолько многочисленны, что исследование будет продолжаться ещё долго. Это и скульптура, и графика, и живопись, и видео-арт, – отвечает Михаил Шемякин. – А что для нас наши руки, ладони, пальцы? Это и язык глухонемых, и язык тех, кто счастлив обладать слухом, – в общении мы не можем обойтись без жестов. Особенно итальянцы. У меня есть смешные рисунки, посвящённые итальянским рукам, которые беспрерывно что-то выражают. И я думаю, что эта тема, которой посвящён конкурс и будет посвящена выставка, планирующаяся по его итогам в Сатке, вызовет большой отклик. Даст художникам возможность по-новому осмыслить данную тему, подойти к используемым материалам и техникам со своими новыми идеями. Думаю, это будет интереснейший момент. И я рад, что это событие состоится у вас в городе. Сегодня маленькие города в своих экспериментах в области экспозиции, документального кино и других направлениях искусства соперничают с Москвой и Петербургом, а иногда производят фурор.
– Дополню, что конкурс проводится в рамках проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина», заявки от художников, скульпторов, дизайнеров и других мастеров мы принимаем до 1 ноября, а 27 ноября в ДК «Магнезит» откроем экспозицию «Рука в искусстве», – продолжила тему куратор проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина» Ольга Сазонова. – Возможно, ваши работы будут соседствовать на выставке с произведениями участников из Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии. Мы уже получили заявки из разных городов двух стран. Также на тему «Рука» есть работы Михаила Шемякина, которые он делал с одним из своих учеников больше 10 лет. И вместе с ними будет представлено творчество саткинских авторов – это здорово и почётно!
Также Ольга рассказала, что проект содержит большой образовательный блок и пригласила к участию исследователей и аналитиков не только в области художественного искусства, но и музыки, литературы, театра и других визуальных сфер. Доклады войдут в программу круглого стола, который состоится по итогам выставки, а в рамках экспозиции будут организованы мастер-классы для молодого поколения.
? Поскольку проект ранее был представлен в нескольких городах России и за рубежом, как он трансформировался до приезда в Сатку? Возможно, его дополнили новые объекты? – задают вопрос участники встречи.– Он всё время расширяется. Появляются новые материалы, возникают новые работы художников – происходит колоссальное и интересное расширение проекта, – поясняет Михаил Михайлович. – Я также исследую тему «Круг» и называю это заколдованным кругом, потому что художники каждый год создают массу работ и до скончания века будут обращаться к данной, казалось бы, простой фигуре. И наша исследовательская лаборатория тоже, как заколдованная, постоянно занимается этой темой, как и рукой, – настолько они уникальны и велики.
? 60 лет назад, когда Вы начали заниматься своим исследованием, что стало основной причиной для этого и что Вас подтолкнуло к изучению темы «Рука»? – звучит следующий вопрос.
– Началось всё очень давно, в то время, когда я жил в Советском Союзе. Вы понимаете, что по определённым идеологическим причинам было запрещено издание книг, посвящённых современному искусству, и очень мало было книг о древнем искусстве. И мы искали в библиотеках и фотографировали нашими аппаратиками понравившиеся работы, вклеивали чёрно-белые снимки в тетрадки. Договаривались, чтобы из отдалённых залов академии художеств нам вынесли книги (а они раньше были с обозначениями по степени опасности для читателя, насколько помню, на изданиях ставили кружок, квадрат или треугольник, и разрешались они только профессуре). Чего боялись, не знаю. Но от этого интерес только возрастал, как к запрещённому плоду. Нам хотелось понять, куда, к примеру, мы можем двигаться от африканского искусства, как Пикассо или Модильяни, как масса европейских художников. Мы пытались найти собственный путь, извлечь из этих маленьких картиночек, собираемых в тетрадку, что-то для дальнейшего развития своего искусства. А когда я был изгнан из Советского Союза, приехал на Запад, то был ошеломлён количеством книг. Стал внимательно собрать издания по темам, которые мне близки, сравнивать, анализировать… А потом решил, что всё это будет интересно расширить и сделать доступным молодым художникам. Так моя работа превратились в большую исследовательскую лабораторию. И, следуя примеру Мальро, который сформулировал концепцию «воображаемого музея», создал
свой музей.
Кстати, по словам куратора проекта, на выставке в Сатке будет представлен лист, который датируется 1963 годом, когда Михаил Шемякин только начинал своё исследование. А встреча продолжилась интересом к сегодняшним проектам художника.
– Когда люди попадают в мою мастерскую, первый вопрос: сколько часов вы спите или сколько у вас есть клонов? – продолжает Михаил Шемякин, отвечая на вопрос Веры Мошкиной, преподавателя ДШИ №1 им. Ю. А. Розума. – Сложно представить, что один человек занимается и скульптурой, и исследованием, и русским языком. Возможно, вы знаете, что я много лет делаю попытки сохранить исчезающий русский язык. Идёт внедрение английских слов, что совершенно не нужно – настолько богат русский язык! Поэтому я занимаюсь исследованием русских говоров, чтобы сохранить уникальный, смешной язык, обозначающий предметы, явления, людей и прочее. Для этого мы с издательством АСТ готовим новые азбуки, куда включаются слова из различных областей старой России, а я дополняю их рисунками. В итоге появляются смешные слова и образы, которые дети могут использовать к примеру, как дразнилку (если говорить о словах, обозначающих растяпу или неуклюжего человека). Работаю с детскими журналами. Например, в «Костре» год выходил специальный разворот для детей «Слова загадки и загадки слов». Это большая тема в моей жизни и творчестве, которую я продолжаю. Что ещё? Заканчиваю книгу «Шесть лет преподавания» – о своей системе преподавания, которая отличается от обычной, и было предложение – внедрить её во все художественные заведения. Это о том, как воспитывать молодых художников. Пишу второй том автобиографии «Жизнь за бугром», первый том вышел, если знаете, он называется «Жизнь до изгнания». Плюс делаю большую серию работ в новой технологии: фотографирую различный мусор, а потом по снимку прорисовываю образы – придумывать ничего не нужно, лишь только правильно увидеть то, что уже есть. Занимаюсь созданием мюзикла «Крысёнок Фредди», работаю с американскими композиторами. Главным героем произведения будет толстопузый крысёнок, а Щелкунчик и Машенька отойдут на задний план. Очень много проектов, даже трудно сообразить, над чем же я ещё сейчас работаю…
Также участники встречи поблагодарили художника за то, что его работы доезжают до глубинки, и вспомнили выставки, которые ранее проходили на Южном Урале.
Анна Филиппова
Благодарим за фото Василия МаксимоваПриём заявок на конкурс «Рука в искусстве» продлится до 1 ноября (их нужно отправлять на почту art@mihfond.ru). Положение и подробности в разделе «Конкурсы» на сайте Центра Михаила Шемякина, а также в трансляции пресс-конференции в ТАСС, посвященной старту конкурса «Рука в искусстве».
Партнёр проекта – Группа Магнезит.Конкурс. Выставка. Исследование – вместе с Михаилом Шемякиным