M
Благодарим за фото Василия Максимова
Дата статьи: 19.08.2024
Места, которых нет на карте района
В Саткинском районе завершила работу топонимическая экспедиция Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина, проходившая с 5 по 15 августа по приглашению районной администрации и при поддержке Группы Магнезит.
Главная цель, которая стоит перед учёными, – выяснить, сохранилась ли в топонимии Саткинского района история народов Южного Урала; представители каких языковых групп проживали на его территории до прихода башкир и русских; остались ли в названиях населённых пунктов, рек, гор заимствования из каких-либо языков тюркской группы, помимо башкирского. Дать ответы на эти вопросы исследователи смогут только после тщательного анализа собранного материала.
– Мы встретились с жителями Сатки, Межевого, Порогов, Построек, Новой Пристани, Айлино, Бакала, Рудничного, Катавки, Зюраткуля, Сибирки, Мраморного, Магнитского. Информанты с большим желанием рассказывали нам о том, как они «жили раньше», как называли ручьи, ямы на реке, мосты и так далее. Много записали со слов жительницы Порогов Галины Игнатьевны Александровой, которая на протяжении долгого времени фиксировала диалектные слова в отдельную тетрадь. Посчастливилось пообщаться с 89-летней Марией Ивановной Бузмаковой из Магнитского. В её речи отчётливо прослеживаются особенности северных говоров – окание, долгий «ш» на месте «щ». Мария Ивановна рассказала, что у неё «совсем худой огород в этом году» и что она «наладила шанег», – говорит участница экспедиции, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся УрФУ Елизавета Борисова.
Удалось встретиться исследователям и с местными охотниками. Они также поделились информацией, которую не найти в интернете и на карте района. К примеру, один из поворотов бывшей дороги из Катавки в Первуху назывался Пешляевским, по фамилии земляка, героя труда, который погиб в аварии на том месте. Или – между Порогами и Постройками есть Палкина яма, где раньше рыбачили, некогда там же был ручей Фонталка. Вода текла в установленный чан, из которого можно было набирать воду.
– Среди диалектных слов, собранных нами, есть «араксинка» («араксимка») – то же, что и «тюбетейка», «балаган» в значении «будка собаки». Оба башкирского происхождения. От нескольких жителей услышали вариант названия горы Нургуш – Ургуш. Эта форма важна для изучения топонима. Кроме того, от сотрудника национального парка «Зюраткуль» Сергея Городилова узнали другой вариант названия хребта Уреньга – Урангитау (с башкирского «зубастая, скалистая гора»). Также он назвал много других топонимов, которых нет на карте: ручей Нугвай, гора Кажимтайташ («чертовы пальцы»). Теперь нам предстоит большая работа. Будем проверять информацию, используя словари, старинные документы, а также консультируясь у специалистов по тюркским языкам, – добавляет руководитель экспедиции, доцент кафедры русского языка УрФУ Елена Иванова.
Большой «улов», по словам участников экспедиции, они сделали по индивидуальным прозвищам и так называемым топонимическим дериватам, когда чьё-то имя начинает использоваться как нарицательное слово. Так, старожилы Порогов вместо «мне пора умирать» говорили «мне пора за Чижа». Чиж – фамилия лесника, жившего около кладбища.
– Будет ли издан по итогам вашей работы словарь топонимов Саткинского района? – интересуюсь у Елизаветы Борисовой.
– Материал действительно собран богатый и разнообразный, но одного выезда для составления словаря мало. Как правило, после первой экспедиции на территории у нас возникают вопросы, требующие подтверждения, уточнения, проверки. Оставить их без внимания мы не можем.
Помимо преподавателей, в составе топонимической экспедиции работали студенты и магистранты. Каждый из них приобрел новый опыт и сделал открытия для себя.
– Горы – моя любимая область работы, поэтому было очень интересно исследовать Саткинский район – край гор и пещер, колоритное место. Много времени провёл в городском архиве, изучая документы, обнаружил старую кальку с карты, не запомнил год, там было слово «заездок». Оказалось, что это ловушка на рыбу. И рыбаки подтвердили, что такие ловушки ставили раньше, – делится впечатлением магистрант УрФУ Сергей Автаев.
– Мне было интересно сравнить топонимию Среднего и Южного Урала. Отметил для себя такой интересный факт. На Среднем Урале у вершин есть названия, у хребтов нет. А здесь наоборот. Как правило, вершины дублируют название самого хребта, даже если их несколько, – добавляет аспирант Дмитрий Епанчинцев.
Ксения Максимова
Благодарим за фото участников топонимической экспедиции УрФУ